Терапевтические подходы к коррекции кризиса идентичности ( на примере концепции Р. Ассаджиоли).

Р. Ассаджиоли описывает кризис идентичности через понятие «субличности», означающего динамическую подструктуру личности, для которой характерно относительно независимое существование (Ассаджиоли, 1994г.) [1]. Каждое человеческое существо можно представить как смесь отдельных субличностей. Изменение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом. Самые типичные субличности - социальные роли, их и начинает перечислять человек, утративший эго-идентичность.

У личности, находящейся в согласии со средой и с собственным внутренним миром, субличности гладко функционируют в отведенном им месте (для одной субличности — это работа, для другой — дом и т.д.). Опасность подстерегает при исключительной идентификации человека с одной из субличностей, что лишает жизнь ее разносторонности, сужает личность и затормаживает развитие. Помимо идентификации с одной из субличностей возможно другое нарушение нормального функционирования системы субличностей, при котором каждая из них приобретает самодовлеющий характер, что приводит к эффекту «лебедя, рака и щуки» - человек, раздираемый противоречиями.

Субличности - это роль «плюс» различия психологических черт, организованных вокруг роли (совокупность черт не является интегрированной в субличности, их интегрирует идентичность). Таким образом, субличности являются частью личности, но отнюдь ее не исчерпывают. Человек принимает себя за отдельную субличность только в случае кризиса.

Кризис идентичности наступает при чрезмерной идентификации с одной из сторон личности: человек воспринимает себя только в одной роли, обесценивая остальные аспекты своей жизни, «подчиняет экзистенцию функции: человек знает себя не как я, а как кассира в метро, продавца в овощном магазине, вице-президента А.Т.К.Т. или как любую другую экономическую функцию» (May, 1958а, р. 40). Чрезмерная идентификация выступает при невозможности или неудачной реализации других сторон жизни, погони за успехом, противоречии ценностей, являясь его псевдорешением, или особом отношении окружающих людей, которые ценили только данные аспекты личности человека.

В работе Р. Ассаджиоли предлагаются четыре стадии достижения гармоничной внутренней интеграции, намеченные автором на основе особой теоретической парадигмы и техники психотерапевтической работы: глубокое познание своей личности; контроль над различными элементами личности; постижение своего истинного «Я», выявление/создание объединенного центра; психосинтез: формирование личности вокруг нового центра (Ассаджиоли, 1994а). С позиций смыслового анализа первые две стадии можно трактовать как осознание, контроль своих ролей (понимание того, что твоя личность не исчерпывается этими ролями, есть что-то еще, стоящее за ними), а последние две - как выявление нового ведущего смысла и построение новой иерархии ценностей и смыслов.

В модели Р. Ассаджиоли, акцентируется необходимость более глубокого познания собственного «Я», выявления изменившихся элементов, нахождения нового ядра и организации вокруг него новой идентичности.

 Глубокое познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли называет их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами». При исследовании среднего и высшего бессознательного обнаруживаются

скрытые способности, истинное призвание, резервные возможности.

Контроль над различными элементами личности; Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постижения своего истинного Я.

С этой целью в психосинтезе применяют метод работы над субличностями.

     Первым этапом в работе с субличностями является их осознание и распознавание. Этот процесс включает в себя развитие способности субъекта к отождествлению и растождествлению. Ассаджиоли считал фундаментальными психологическими принципами то, что:

  1. Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

 

  1. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили.

    Смысл разотождествления заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. «нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно – так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними „психологическую дистанцию“ и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и их глупость»(Ассаджиоли, 1994а).

 

     Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):

 

  1. Осознание и распознавание.

 

  1. Принятие.

 

  1. Координация и трансформация.

 

  1. Интеграция.

 

  1. Синтез.

  Осознание и распознавание включает развитие способности отождествления и разотождествления со своей субличностью.  Осознание того поведения и  психологических структур, которые нам хотелось бы изменить дает возможность изменения. Распознавание любого объекта  требует направления внимания на этот объект. Уже сам факт концентрации внимания может повлечь за собой определенные изменения. Структура, находящаяся в фокусе внимания, проясняется и становится видимой.

     Принятие. Второй этап трансформации – стадия принятия. Человеку нелегко осознать нежелательные части своей личности. Иногда такое осознание бывает пугающим. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на них и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом и т. д. Взаимоотношения с подавляемыми частями нашей личности требуют истинной любви и сострадания. Нежелательные психодинамические структуры, которые часто произрастают из травматического детского опыта, требуют принятия в первую очередь. Истинное принятие есть акт любви. Настоящее принятие собственных слабостей, так же как и сильных сторон нашей личности, может способствовать решению внутреннего конфликта. Такое принятие порождает глубинные личностные изменения, благодаря чему человек становится способным к состраданию и пониманию. Принятие означает возвращение к собственному Я и лучшее его познание. Частью процесса является то, что человек позволяет себе испытать такие глубокие чувства и эмоции, как печаль, гнев, чувство одиночества и т. д., которые хранятся в психодинамических структурах.

     Координация и трансформация начинается с интеллектуального переструктурирования старой системы верований. Ограничивающие и деструктивные ценностные системы подвергаются изменению и трансформации для того, чтобы расширить собственное восприятие мира, в котором переплетены структуры субличностей. Трансформация должна соответствовать природному ритму субличности. Ритм трансформации определяется возрастом, глубиной и ригидностью психодинамической структуры. Раньше жизненная энергия и воля, содержащиеся в структурах субличностей, были направлены на борьбу, избегание и сопротивление. Сейчас они могут быть высвобождены и скоординированы с волей к жизни и с творческим выражением личности. Как было сказано ранее, сопротивление психодинамической структуры изменению уходит корнями в раннее детство. В свое время эта защитная функция была необходима для выживания и уже поэтому заслуживает должного уважения. Измениться должно использование личностью этой защитной функции, т. е. то, что сегодня фактически выражается в постоянном блокировании творческих и конструктивных взаимоотношений. Однако защитная функция психодинамической структуры должна быть признана и принята. Изменения требует лишь нынешнее применение этой функции, а не первичная защитная мотивация. Координация и трансформация также подразумевают изменение взаимоотношений между субличностями. Такие изменения наряду с переживанием новых мыслей, эмоций и телесных ощущений обеспечивают реинтеграцию субличностей в личность.

     Интеграция. Любая интеграция подразумевает единство различных элементов, которые зачастую обладают противоположной природой. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества. Трансформации подвергается поведение элементов, они начинают функционировать согласно желанию личности преобразовать свое творческое начало.

     Синтез. Синтез имеет место в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Новое целое содержит сумму их качеств и вместе с тем нечто большее, превосходящее простую сумму индивидуальных характеристик. Этот процесс требует глубокого преобразования личности. Синтез позволяет Я и «трансперсональному Я» свободнее выразить себя через личность и ее качества.

     Вышеописанные этапы трансформации являются этапами роста, эволюции и совершенствования собственных личностных качеств. В большинстве психотерапевтических направлений процесс осознания происходит на первой стадии. Он сопровождается повторным переживанием или подавлением того содержания, которое было опознано. При подходе к работе с субличностями «через принятие» происходит сознательный поворот к болезненному содержанию. Это предполагает любящее принятие психологической структуры, каким бы ни было ее содержание. В это время происходит тренировка врожденной способности человеческого сердца – способности к любви. Умственный процесс осознания через любящее принятие интегрируется в личностный процесс. Собственно любящее объятие как свойство сердца гарантирует защищенность субличности, дает ей возможность расслабиться и отдохнуть.

     Переход от  стадии осознания, к стадии принятия  является одним из главнейших этапов процесса. После осуществления принятия, за трансформацией, в процессе которой обращение с психодинамическими структурами носит уважительный и разумный характер, органически следует стадия интеграции.

     Психодинамические структуры психики индивида всегда существуют во взаимосвязи друг с другом как во внешнем, так и во внутреннем мире. Связь между ними настолько тесна, что любое изменение, происходящее в какой-либо части, влияет на всю систему индивидуальной психики в целом.

     Трансформирование психодинамической структуры через работу с субличностями влияет на остальные структуры, так же как и на систему в целом. Сила влияния зависит от интенсивности и глубины эффекта, произведенного трансформацией. Фокусирование на психодинамической структуре, ее осознание и трансформация вызывают реакцию в целостной системе, которой приходится перестраиваться в соответствии с произошедшими изменениями.

     Одна из существенных причин работы с субличностями заключается в том, что в процессе работы личность естественным образом приобретает силу. Процесс распознавания ведет к принятию ответственности за себя и за собственное поведение. Осознание и принятие могут касаться нежелательных частей нашей личности. Принятие и преображение паттернов собственного поведения повышают самооценку.

     Процесс трансформации, стимулируемый работой с субличностями, высвобождает старые паттерны. Новые психодинамические структуры, заменяющие старые паттерны, нуждаются в пространстве и времени для того, чтобы полностью интегрироваться в личность. Новые структуры предоставляют личности возможность двигаться в совершенно ином направлении. К счастью, вероятность формирования нового поведения является довольно высокой. Его поддержка и стимулирование требуют продолжения работы с субличностями. Новые психодинамические структуры, с которыми часто связаны новые конструкты мышления, неизведанные эмоции и телесные ощущения, нуждаются в постоянном повторении и подкреплении.

     Постижение своего истинного Я – это выявление или создание объединяющего центра Я.

     С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности – ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности (чувств, мыслей и т. п.). В результате истинное Я может функционировать как объединяющий центр, координирующий взаимодействие всех остальных элементов личности.

     Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от той или иной ситуации,  но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, – пишет П. Ферруччи, – что истинное Я – это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды – мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

     Таким образом, истинное Я – это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу, что  позволяет находить необходимый баланс для психического и физического комфорта.  «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно – скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство». (П. Ферруччи.)

     Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг истинного Я или внешнего объединяющего центра. Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

 

  1. Выбор новой личности, «идеальной модели».

Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам.

К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов.

Экстраверты,  часто спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне. Вторая группа  образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такого рода проекции вовне, учит Ассаджиоли, нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма опосредованного самопостижения. Если человек не растворится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний объединяющий центр, который отражает и символизирует тождественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.

 «Идеальная модель»должна быть согласована с естественным ходом развития  личности и  формируется из элементов собственной личности.

  1. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий.

К ним Ассаджиоли относит прежде всего:

1) силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе и в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов;

2) устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные, или, как говорит Ассаджиоли, «до поры обойденные вниманием».

Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».

  1. Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности.

Эта задача может быть решена двумя основными путями:

1) формированием новых качеств и самовнушением;

2) с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства и т. п.

  1. Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности.

Это можно сравнить с творческим объединением отдельных нот, цель которого – гармоничная музыка.

 

Вывод: Из представленного нами теоретического материала, можно заключить, что применение методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли приводит к  осознанию, контролю своих ролей , выявлению нового ведущего смысла и построению новой иерархии ценностей и смыслов.  Так как кризис личностной идентичности возникает в результате не реализации основных ценностей и смыслов, то использование данной методики может способствовать успешному разрешению кризиса.