Глава 1. Теоретико-методологическая часть:

                    1.1 Кризис идентичности. 

Впервые данные о  кризисе личности появились  в работах 3. Фрейда, посвященных роли конфликтов в развитии личности и изучению травматического невроза (З.Фрейд, 1991).Исследования идентичности также начинаются с психоанализа - с понятий «идентификация» в работах 3. Фрейда и «самость» в работах К.Г. Юнга, то есть с отражения двух аспектов идентичности, социального признания и собственной целостности. В дальнейшем, в работах экзистенциальных психологов личность рассматривается в процессе становления, а следовательно и возможного кризиса (May, 1958г.).

     В течение всей жизни человек сталкивается с ситуациями, провоцирующими личностный (экзистенциальный) кризис. В ряде  случаев можно выявить события, приводящие к резким изменениям в жизни человека и  послужившие стартовым механизмом для кризиса. Это переживание различного рода утрат,связанные со смертью близких людей, разводом, потерей работы. Это могут быть кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, миграцией, неизлечимой болезнью, операцией, изменением социального статуса и др.

     Причиной кризиса могут быть также и такие позитивные события как беременность, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Часто событие может быть абсолютно незначительным, срабатывающим по типу "последней капли".

     Внешняя причина как пусковой механизм кризиса выявляется далеко не всегда. Кризис личностной идентичности возникает в результате нереализации основных ценностей и смыслов. Внешние и внутренние причины могут как совпадать, так и действовать независимо друг от друга.

     Говоря о стартовых механизмах, необходимо также  учитывать экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями.  В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

     Для понимания кризиса важно знать психологический механизм его возникновения. Как считает Дж. Якобсон, "кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами" [98]. Итак, суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

     Большинство психологов, как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).

     В разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода. Один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует, по словам Р. Ассаджиоли, "базовое стремление к росту" [1]

Другой выход заключается в сохранении существующего порядка.

     Личностный рост и тревога неразделимы. Выбирая потребность в безопасности и сохранении существующего порядка, человек останавливается в своем развитии, при этом ограничивая и разрушая себя.

     В период кризиса теряется внутренняя опора, нарушаются связи с миром и людьми. Происходит потеря прежних целей и смыслов. Это состояние толкает человека на поиск немедленного решения проблемы.  Среди разрушительных для личности способов выхода из кризиса могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.

Но кризис - это прежде всего возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности.

      Адекватное разрешение кризиса дает клиенту возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью.  С. Гроф, К. Гроф  отмечают, что "если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием" [20 с. 19]. Подобных идей придерживались в своих работах К.Г. Юнг и Р. Ассаджиоли.

     Позитивный или деструктивный выход из кризиса определяется как  соотношением созидательных и разрушительных тенденций в личности  и способом решения экзистенциальных проблем, так и отношением человека к кризисной ситуации. Баканова А.А. выделяет два типа такого отношения [12]: "Кризисная ситуация как возможность роста" и "Кризисная ситуация как мученичество".

     В первом случае кризис воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия. Этот подход характеризуется принятием своей судьбы, чувством онтологической защищенности (по И. Ялому ), которое можно описать как переживание тесной эмоциональной связи с родительской семьей и собственным детством, принятием духовного и телесного аспекта своей личности, стремлением к росту. Среди экзистенциальных ценностей, присутствующих в этом отношении к кризису, можно отметить осмысленность жизни, терпимость к ее изменчивости, высокий уровень ответственности за себя, а также принятие собственных чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

     Во втором варианте кризисная ситуация воспринимается как наказание или мучение и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхах, зле, беспомощности и одиночестве. Этот подход не предполагает принятия ответственности за выход из кризиса, а олицетворяет, скорее, пассивное, "страдальческое ничегонеделание".

Таким образом, кризисная ситуация предоставляет для личности возможности как для роста, так и для "ухода в болезнь". Выбор в данном случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально - гуманистического направления в психологии и определяет основные направления в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях.

   На основе теоретического анализа концепции Э. Эриксона в 2004г. Овчинниковой Ю.Г. Были выделены индикаторы кризиса личностной идентичности  и описаны характеристики кризиса.  К облигатным признакам относятся нарушение доверительных отношений, эмоциональные проявления, особенности временной трансспективы, пониженное самоуважение. Данные признаки встречаются при любом кризисе идентичности и образуют единый комплекс, поскольку они тесно взаимосвязаны.[61]

 Нарушение доверительных отношений, выражается в их стереотипизации, формализации и поверхностном характере. Преобразования ценностно-смысловой системы влекут изменение доверительных отношений. Смысловая спутанность порождает ощущение враждебности мира или невозможность увидеть как других людей, так и самого себя. Из нарушения доверительных отношений и состояния утраты смысла обязательно следует чувство одиночества как основного эмоционального проявления. Отсутствие социального признания и раздробленность Я ведут к снижению самоуважения, а разрыв в связи событий и утрата смысла порождают диффузию временной трансспективы, которая характеризуется разрывом связи прошлое — настоящее — будущее. Базисным расстройством переживания времени является блокировка будущего. Связь самоуважения со здоровой личностной идентичностью основано на совпадении представлений о себе и социальных ролях.

Факультативные же признаки - особенности трудовой деятельности (чрезмерная поглощенность или невключенность в работу), «маска», негативная и групповая идентичности, характер сновидений, не имеют жесткой связи с определением личностной идентичности и ее кризиса. Как правило, один или два факультативных признака при кризисе идентичности обязательно присутствуют.

О наличии кризиса идентичности можно говорить только при выявлении всех облигатных индикаторов и хотя бы одного факультативного.[61]

При кризисе идентичности психосоматические симптомы по мнению Ю. Ващенко, «компенсируют на бессознательном уровне недостаток целостности Я» (Ващенко, 1999, с. 7) [14]. Он утверждает, что «дефицит идентичности, континуальности жизни, ее уникальности и неостановимости принуждает психосоматика на психологическом уровне искать компенсацию в компульсивном следовании социальным стандартами и правилам. Соблюдение стандартов на бессознательном уровне восполняет недостаток идентичности, свидетельствует о праве на существование. Нарушение правил переживается как угроза целостности, страх потери себя»

  Е.Т. Соколова определяет функцию психосоматической симптоматики как основного носителя психотравмирующего переживания. «Психосоматизация травмы может стать «архаическим» защитным механизмом, наряду с отреагированием и расщеплением, позволяющим изолировать сознание от полноценного, но непереносимого переживания психотравмы. Тогда пространством конфликтных переживаний становятся «внутренности» и, как следствие, - соматические заболевания внутренних органов или «внешних» кожных покровов, как известно, наиболее тонко отражающих опыт межличностных эмоциональных прикосновений, соприкосновений, поранений, вторжений и т.д.» (Соколова, 2001, с. 27).[83]

  Для устранения тревоги, негативных эмоций и сокрытии отвергаемых частей я неизбежных при кризисе идентичности, формируются защитные механизмы, которые в свою очередь являются препятствиями на пути к разрешению кризиса. Это:

- преуменьшение значимости проблемы, ее отрицание или отрицание своих переживаний, отказ от помощи, надежда на преодоление проблемы естественным путем (Р. Питцер, 2003) [72]

- психическая фрагментарность.  Конфликты в одной из «частей» не затрагивают всю систему, что и позволяет сохранять равновесие. Ппереживание себя по «частям» уводит личность от обретения идентичности.(Хорни, 1997) [91].

- деперсонализация, когда происходит диссоциация субъекта и объекта. (В. Франкл 1990) [86]

-апатия - феномен внутреннего приспособления к специфической среде: все происходящее достигает сознания в приглушенном виде (Франкл, 1990) [86].

Факторы, способствующих разрешению кризиса идентичности:

- выработка конструктивной установки и

- самостоятельное принятие решений, реализующих ценности и смыслы человека. (Боуэн, 1992). 

- доверительное отношение со стороны значимого другого, которое дает ощущение поддержки в период самоопределения и позволяет выявить собственные устремления.

- эмоционально значимое событие.

-усиление рефлексии, сознательной работы -способствуют перестройке или созданию системы новой ценностей.

 

     Вывод: Из представленного нами анализа теоретического материала, можно заключить, что кризис личностной идентичности является одним из механизмов естественного  развития личности. Он способствует изменению ситуаций, препятствующих ее развитию. Главная характеристика этих ситуаций — не реализация или устаревание основных ценностей и смыслов жизни человека. Разрешение кризиса сопровождается появлением осмысленности жизни, творчества,  улучшением состояния здоровья, межличностных отношений и повышением продуктивности деятельности. Индикаторы кризиса идентичности позволяют своевременно диагностировать кризис и проясняют механизм преодоления стагнации развития. Выделение факторов, способствующих разрешению кризиса, важно для разработки эффективных методик оказания психотерапевтической помощи.