Глава II. Эмпирическое исследование наличия у больных РА кризиса личной идентичности

 

2.1  Цели, задачи исследования.

Материалы и методы эксперимента

 

      Целью настоящего исследования явилось изучение кризиса идентичности, как одного из факторов, составляющих ситуацию болезни у больных РА и оценка эффективности использования модификации  М.М. Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли    в системе психотерапевтической реабилитации и комплексного подхода в лечении больных РА.

 

     В процессе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

 

  1. Выявить наличие кризиса идентичности у больных с РА.
  2. Обосновать необходимость психологического вмешательства для комплексной системы реабилитации больных РА на основе биопсихосоциальной модели.
  • Определить основной мишенью психотерапии в реабилитации больных РА кризис идентичности.
  • Использовать модификацию М.М. Орловой. методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли в качестве психотерапевтического метода, способствующего разрешению кризиса.
  1. Оценить динамику объективных характеристик психического и соматического статуса больных РА в ходе формирующего эксперимента в зависимости от активности участия больных в реабилитации при использовании модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли.

 

  • Оценить эффективность проведенной психотерапии как с точки зрения благополучия личности, так и соматического благополучия.

 

Эксперимент проводился в три этапа.

  1. этап. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей кризиса личной идентичности больных с ревматоидным артритом.

 

     2.этап. Проведение формирующего эксперимента с применением модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли в лечении больных с ревматоидным артритом. Модификация представляет собой психодраматическое разыгрывание взаимодействия субличностей.

 

      3.этап. Констатирующее экспериментальное исследование оценивающее эффективность применения модификации М.М.Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли по окончании формирующего эксперимента в экспериментальной группе и сравнение особенностей личностной сферы экспериментальной и контрольной групп.

 

 

На I этапе (до начала психотерапии) проведено клинико-психологическое исследование выборки из 60 человек. Основную группу составили мужчины и женщины в количестве 30 человек в возрасте от 24 до 52 лет с уточненным диагнозом ревматоидного артрита в очень ранней стадии (продолжительность заболевания от 2-х месяцев до года ) без рентгенологических изменений, с 0-1 степенью функциональной недостаточности переживающие кризис личностной идентичности на момент исследования. Контрольная группа для констатирующего эксперимента составила 30 сопоставимых по возрасту человек. В ней участвовали здоровые люди. 

На II этапе проводилась психотерапевтическая коррекция с использованием модификации методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли 13 больным РА. Контрольная группа составила 17 человек.

В качеств методов оценивающих  выраженность болевого синдрома и активности заболевания были использованы:

  1. индекс активности заболевания: Индекс Ричи

Индекс Ричи характеризует болезненность суставов при пальпации по следующей шкале:

0 нет боли,
1 -пациент говорит о том, что пальпация болезненна,
2 – пациент морщится,
3 – пациент отдёргивает руку или отстраняется от исследователя.

Индекс Ричи включает оценку 53 суставов, максимально возможное его значение составляет 78 баллов, так как некоторые суставы объединяются в группы.

  1. Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)

Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет», правая - «худшая боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см.

С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач (а в зарубежных клиниках это обязанность среднего медперсонала) отмечает полученное значение и заносит в лист наблюдения. К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство.

.

При динамической оценке изменение интенсивности боли считается объективным и существенным, если настоящее значение ВАШ отличается от предыдущего более чем на 13 мм.

 

     Описание психодиагностического инструментария,  используемого в исследовании

 

В данном экспериментальном исследовании применялись следующие методы:

  1. 1. Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;
  2. Серия развернутых бесед – метод получения информации на основе вербальной коммуникации;
  3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева

    Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я»[54].

 

  1. Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.
  2. Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать.
  3. Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я» , либо внешних обстоятельств.
  4. Шкала «Зеркальное Я» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
  5. Шкала Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
  6. Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
  7. Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию
  8. Шкала «Конформность (внутренняя конфликтность)» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии.
  9. Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность
    отрицательных эмоций в адрес своего «Я».

 

  1. Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии А. Лазаруса

     Опросник представляет собой 50 вариантов действия в случае попадания в ситуацию оцениваемую субъективно как трудную. Каждое действие нужно оценивать по критерию частоты использования от 0 (никогда) до 3 (часто). Опросник содержит 8 шкал. Считается процент выборов каждой из стратегий. Сочетание четырех доминирующих дает представление о способе совладания с проблемной ситуацией  [39].

  1. Шкала «Конфронтация» Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебность и готовность к риску.
  2. Шкала «Дистанцирование» Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

  3.Шкала «Самоконтроль» Усилия по регулированию своих чувств и действий.

  1. Шкала «Поиск социальной поддержки» Усилия в поиске информативной, действенной и эмоциональной поддержки.
  2. Шкала «Принятие ответственности» Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  3. Шкала «Бегство-избегание» Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирования от нее).
  4. Шкала «Планирование решения проблемы» Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.

 8.Шкала «Положительная переоценка» Усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

 

  1. Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова

 

  На протяжении многих лет своей жизни большинство людей продолжают общаться со своими родителями. Влияние убеждений родителей и воспитания на личностную идентичность взрослого человека имеет разные формы выражения.  Если идентичность принимается под давлением родителей, она, с одной стороны, может не соответствовать ценностям изменившегося мира, с другой, - вступить в противоречие и препятствовать реализации собственно ценностно-смысловой системы человека. Конфликтные взаимоотношения с родителями и сопротивление навязываемым ценностям могут привести к формированию негативной идентичности, которая также означает сильную зависимость от убеждений родителей и мешает образованию здоровой личностной идентичности. Недостаток принятия или отвержение ребенка формируют идентичность «заслужить любовь» или «доказать родителям, что я достойный человек». В данном случае действия человека также главным образом ориентированы на реализацию ценностей родителей, а не собственных. Все рассмотренные варианты ведут к кризису, благодаря которому становится возможным формирование здоровой личностной идентичности. Такая модель характерна для преморбидной личности больного РА. В связи с чем нами была взята для исследования кризиса идентичности больного с РА  методика ''Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова''.

 Методика предназначена для оценки социального климата в семьях пациентов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R.H. Moos в 1974 г.

Этот опросник включает в себя  90 утверждений, каждое из которых необходимо оценить с точки зрения того, верно ли оно в отношении собственной семьи или большинства ее членов или неверно.[95]

Утверждения опросника сгруппированы в 10 шкал, позволяющих определить следующие показатели:

  • Шкала «Сплоченность» степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
  • Шкала «Экспрессивность» степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
  • Шкала «Конфликт» степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
  • Шкала «Независимость» степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости и самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
  • Шкала «Ориентация на достижения» степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования.
  • Шкала «Интеллектуально-культурная ориентация» степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной политической сферах деятельности.
  • Шкала «Ориентация на активный отдых» степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.
  • Шкала «Морально-нравственные аспекты» степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
  • Шкала «Организация» степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.
  1. Шкала «Контроль» степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

 

  1. 6. Тест «Кто Я?» М. Кун

 

 Шкала анализа идентификационных характеристик  включает в себя 30 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных компонентов идентичности. В нашей работе мы использовали модифицированный вариант, полученный на основе данных нашего исследования [53].

  1. «Социальное Я» включает 7 показателей:
  • прямое обозначение пола
  • учебно-профессиональная ролевая позиция
  • семейная принадлежность
  • этническо-региональная идентичность
  • групповая принадлежность
  • социальное принятие
  • социальное Я негативное

 

  1. «Коммуникативное Я» включает следующие показателя:
  • дружба или круг друзей
  • общение или субъект общения
  • личностные характеристики общения
  • коммуникативное Я негативное

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты

  • описание своей собственности
  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам
  • отношение к внешней среде
  • привязанность к дому
  • материальное Я негативное
  1. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
  • субъективное описание своих физических данных, внешности
  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения
  • пристрастие в еде, вредные привычки
  1. Я –физическое состояние
  2. физическое Я негативное
  3. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

         1.занятие, деятельность, интересы, увлечение

         2.семейная перспектива

         3.групповая перспектива

         4.материальная перспектива

         5.физическая перспектива

         6.деятельностная   перспектива

         7.персональная перспектива

         8.оценка стремлений

         9.направленность на действие

         10.деятельное Я негативное

  1. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
  • экзистенциальное идентичность
  1. эмоциональное

VII «Идентификация себя с больным человеком»

Для осуществления математико-статического анализа полученных данных применялся   t – критерий Стьюдента.