Глава II. Эмпирическое исследование наличия у больных РА кризиса личной идентичности
2.1 Цели, задачи исследования.
Материалы и методы эксперимента
Целью настоящего исследования явилось изучение кризиса идентичности, как одного из факторов, составляющих ситуацию болезни у больных РА и оценка эффективности использования модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли в системе психотерапевтической реабилитации и комплексного подхода в лечении больных РА.
В процессе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
- Выявить наличие кризиса идентичности у больных с РА.
- Обосновать необходимость психологического вмешательства для комплексной системы реабилитации больных РА на основе биопсихосоциальной модели.
- Определить основной мишенью психотерапии в реабилитации больных РА кризис идентичности.
- Использовать модификацию М.М. Орловой. методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли в качестве психотерапевтического метода, способствующего разрешению кризиса.
- Оценить динамику объективных характеристик психического и соматического статуса больных РА в ходе формирующего эксперимента в зависимости от активности участия больных в реабилитации при использовании модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли.
- Оценить эффективность проведенной психотерапии как с точки зрения благополучия личности, так и соматического благополучия.
Эксперимент проводился в три этапа.
- этап. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей кризиса личной идентичности больных с ревматоидным артритом.
2.этап. Проведение формирующего эксперимента с применением модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли в лечении больных с ревматоидным артритом. Модификация представляет собой психодраматическое разыгрывание взаимодействия субличностей.
3.этап. Констатирующее экспериментальное исследование оценивающее эффективность применения модификации М.М.Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли по окончании формирующего эксперимента в экспериментальной группе и сравнение особенностей личностной сферы экспериментальной и контрольной групп.
На I этапе (до начала психотерапии) проведено клинико-психологическое исследование выборки из 60 человек. Основную группу составили мужчины и женщины в количестве 30 человек в возрасте от 24 до 52 лет с уточненным диагнозом ревматоидного артрита в очень ранней стадии (продолжительность заболевания от 2-х месяцев до года ) без рентгенологических изменений, с 0-1 степенью функциональной недостаточности переживающие кризис личностной идентичности на момент исследования. Контрольная группа для констатирующего эксперимента составила 30 сопоставимых по возрасту человек. В ней участвовали здоровые люди.
На II этапе проводилась психотерапевтическая коррекция с использованием модификации методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли 13 больным РА. Контрольная группа составила 17 человек.
В качеств методов оценивающих выраженность болевого синдрома и активности заболевания были использованы:
- индекс активности заболевания: Индекс Ричи
Индекс Ричи характеризует болезненность суставов при пальпации по следующей шкале:
0 нет боли,
1 -пациент говорит о том, что пальпация болезненна,
2 – пациент морщится,
3 – пациент отдёргивает руку или отстраняется от исследователя.
Индекс Ричи включает оценку 53 суставов, максимально возможное его значение составляет 78 баллов, так как некоторые суставы объединяются в группы.
- Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)
Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет», правая - «худшая боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см.
С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач (а в зарубежных клиниках это обязанность среднего медперсонала) отмечает полученное значение и заносит в лист наблюдения. К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство.
.
При динамической оценке изменение интенсивности боли считается объективным и существенным, если настоящее значение ВАШ отличается от предыдущего более чем на 13 мм.
Описание психодиагностического инструментария, используемого в исследовании
В данном экспериментальном исследовании применялись следующие методы:
- 1. Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;
- Серия развернутых бесед – метод получения информации на основе вербальной коммуникации;
- Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева
Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я»[54].
- Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.
- Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать.
- Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я» , либо внешних обстоятельств.
- Шкала «Зеркальное Я» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
- Шкала Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
- Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
- Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию
- Шкала «Конформность (внутренняя конфликтность)» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии.
- Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность
отрицательных эмоций в адрес своего «Я».
- Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии А. Лазаруса
Опросник представляет собой 50 вариантов действия в случае попадания в ситуацию оцениваемую субъективно как трудную. Каждое действие нужно оценивать по критерию частоты использования от 0 (никогда) до 3 (часто). Опросник содержит 8 шкал. Считается процент выборов каждой из стратегий. Сочетание четырех доминирующих дает представление о способе совладания с проблемной ситуацией [39].
- Шкала «Конфронтация» Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебность и готовность к риску.
- Шкала «Дистанцирование» Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
3.Шкала «Самоконтроль» Усилия по регулированию своих чувств и действий.
- Шкала «Поиск социальной поддержки» Усилия в поиске информативной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Шкала «Принятие ответственности» Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Шкала «Бегство-избегание» Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирования от нее).
- Шкала «Планирование решения проблемы» Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.
8.Шкала «Положительная переоценка» Усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
- Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова
На протяжении многих лет своей жизни большинство людей продолжают общаться со своими родителями. Влияние убеждений родителей и воспитания на личностную идентичность взрослого человека имеет разные формы выражения. Если идентичность принимается под давлением родителей, она, с одной стороны, может не соответствовать ценностям изменившегося мира, с другой, - вступить в противоречие и препятствовать реализации собственно ценностно-смысловой системы человека. Конфликтные взаимоотношения с родителями и сопротивление навязываемым ценностям могут привести к формированию негативной идентичности, которая также означает сильную зависимость от убеждений родителей и мешает образованию здоровой личностной идентичности. Недостаток принятия или отвержение ребенка формируют идентичность «заслужить любовь» или «доказать родителям, что я достойный человек». В данном случае действия человека также главным образом ориентированы на реализацию ценностей родителей, а не собственных. Все рассмотренные варианты ведут к кризису, благодаря которому становится возможным формирование здоровой личностной идентичности. Такая модель характерна для преморбидной личности больного РА. В связи с чем нами была взята для исследования кризиса идентичности больного с РА методика ''Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова''.
Методика предназначена для оценки социального климата в семьях пациентов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R.H. Moos в 1974 г.
Этот опросник включает в себя 90 утверждений, каждое из которых необходимо оценить с точки зрения того, верно ли оно в отношении собственной семьи или большинства ее членов или неверно.[95]
Утверждения опросника сгруппированы в 10 шкал, позволяющих определить следующие показатели:
- Шкала «Сплоченность» степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
- Шкала «Экспрессивность» степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
- Шкала «Конфликт» степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
- Шкала «Независимость» степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости и самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
- Шкала «Ориентация на достижения» степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования.
- Шкала «Интеллектуально-культурная ориентация» степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной политической сферах деятельности.
- Шкала «Ориентация на активный отдых» степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.
- Шкала «Морально-нравственные аспекты» степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
- Шкала «Организация» степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.
- Шкала «Контроль» степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
- 6. Тест «Кто Я?» М. Кун
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 30 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных компонентов идентичности. В нашей работе мы использовали модифицированный вариант, полученный на основе данных нашего исследования [53].
- «Социальное Я» включает 7 показателей:
- прямое обозначение пола
- учебно-профессиональная ролевая позиция
- семейная принадлежность
- этническо-региональная идентичность
- групповая принадлежность
- социальное принятие
- социальное Я негативное
- «Коммуникативное Я» включает следующие показателя:
- дружба или круг друзей
- общение или субъект общения
- личностные характеристики общения
- коммуникативное Я негативное
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты
- описание своей собственности
- оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам
- отношение к внешней среде
- привязанность к дому
- материальное Я негативное
- «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
- субъективное описание своих физических данных, внешности
- фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения
- пристрастие в еде, вредные привычки
- Я –физическое состояние
- физическое Я негативное
- «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1.занятие, деятельность, интересы, увлечение
2.семейная перспектива
3.групповая перспектива
4.материальная перспектива
5.физическая перспектива
6.деятельностная перспектива
7.персональная перспектива
8.оценка стремлений
9.направленность на действие
10.деятельное Я негативное
- «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
- экзистенциальное идентичность
- эмоциональное
VII «Идентификация себя с больным человеком»
Для осуществления математико-статического анализа полученных данных применялся t – критерий Стьюдента.