2.3 Формирующий эксперимент с применением модификации      М.М. Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли « Гармонизация концепции Я» в лечении больных с ревматоидным артритом.

 

      Модификация представляет собой психодраматическое разыгрывание взаимодействия субличностей.

      Применяя данный метод во второй ситуации болезни больных с ревматоидным артритом мы полагаем, что эта методика может быть полезна для:

 

- помощи в разрешении невротического конфликта, лежащего в основе

кризиса личностной идентичности;

- формирование устойчивого самоотношения, основанного на широте

самоидентификаций (здоровая личность – личность разнообразная);

- формирование разнообразия адаптационных стратегий, используя ресурсы каждой из субличностей

 

     Технически процедура психосинтеза в нашем исследовании подразделяется на следующие этапы:

1 этап -  осознание субличностей.
2 этап  - взаимодействие субличностей.

3  этап  - трансформация субличностей. Происходит выявление или формирование объединяющего центра Я - собственно психосинтез (то есть формирование или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я).

Работа с субличностями состоит также из следующих этапов (Руффлер, 1998):

 

  1. Осознание и распознавание.

 

  1. Принятие.

 

  1. Координация и трансформация.

 

  1. Интеграция.

 

  1. Синтез.

 

                     Анализ случаев кризиса личностной идентичности  

   В данном параграфе описаны три случая кризиса личностной идентичности. Их пример служит демонстрацией диагностики, анализа и разрешения кризиса личностной идентичности у больных ревматоидным артритом с применением методики « Гармонизация концепции Я» Выбор случаев был произведен с целью представления наиболее типичных характеристик протекания кризиса и связи его с ревматоидным артритом. Все три описанных случая демонстрируют также положительную динамику течения ревматоидного артрита в результате проведения методики.

 

  1. Анализ случая Т.З.

Т.З. - 52 года, замужем, трое детей. Не работает.

Источники информации – наблюдение, серия развернутых бесед.

Свое состояние Т.З. описывает как отсутствие позитивного настроя, смысла, страх неизвестности. По словам испытуемой, ее постоянно сопровождает ощущение, что все изменилось, живет не своей жизнью нет интереса. "Никаких ощущений. Завтра будет то, что и вчера. Я опять проснусь в этой деревне. Тело здесь, а душа осталась там..». Главной причиной такого состояния является переезд из Иркутска в Энгельс в связи с работой мужа, которая давала финансовые преимущества. Так как считает, что обязана  помогать детям а переезд — возможность гораздо большей финансовой помощи детям.  В Иркутске у нее был свой бизнес. Она вела активную деловую и социальную жизнь. Любительница активного отдыха, она ходила в походы. В Энгельсе она стала домохозяйкой. Это переживание не дает примириться с будущим и принять себя в настоящем. Через полгода после переезда у Т.З был диагностирован ревматоидный артрит. Начало заболевания протекало с высокой активностью. На фоне гормонотерапии и базисных препаратов было частичное улучшение. На фоне улучшения поехала на лето в Иркутск, где чувствовала себя замечательно. Общалась с «близкими по духу людьми», долгое время проводила на природе, ходила в поход по берегам Байкала. По возвращении в Энгельс боли в суставах вернулись на фоне приема базисной терапии.

Т.З. привыкла самостоятельно принимать решения, справляться с проблемами, определять их значимость и выстраивать план действий, с переездом в Энгельс ей это не удается, что делает переживание особенно болезненным.

     Таким образом в качестве главной причины кризиса идентичности в случае Т.З., как нам кажется, выступила нереализованность собственной ценностно-смысловой системы с последующей утратой собственной непрерывности. Разрешение кризиса пошло через болезнь.

Нарушение доверительных отношений проявляется в нескольких сферах жизни. Изменение общения с мужем Т.З. характеризует как отдаление, непонимание. Они «не могут толком поговорить», так как муж много работает,  а в выходные дни, которые они проводят вместе с взрослыми детьми, он  критикует ее, что переживается ею очень болезненно т.к. она «очень старается содержать в порядке большой дом без всякой помощи». В сексуальных отношениях мужу отказывает.

Близких друзей нет. Все остались в Иркутске. Общение с ними только по телефону. С взрослыми детьми общение достаточно ритуализировано. Дети живут отдельно. У них собственные семьи. Общих интересов нет. Положительные переживания связаны с внучкой.

В эмоциональной сфере доминирует негативный настрой, отрицательное самоотношение « старуха Шапокляк » одиночество. Для нее важна свобода. Она-волчица. Она в клетке. Положительные переживания, связанные с работой по дому, саду, в данный период являются точкой отсчета для самоопределения (я - это хозяюшка, садовая фея ), а также суррогатным проявлением необходимой ей свободы.

Особенности временной трансспективы: самые болезненные переживания связаны с темой будущего: «его не видно; то, что впереди - нет смысла, почвы под ногами».  Прошлое идеализируется, Т.З. часто уходит в воспоминания.

Особенности трудовой деятельности выражаются в попытке искусственно занять себя различными делами: работой по дому, саду, (несмотря на боли в суставах) общением с внучкой, чтением книг. Это дает мнимое ощущение занятости и наполненности жизни, помогает отвлечься. Такие ее качества, как "Неугомонная, мчащаяся, активная» оцениваются позитивно, но не видит точки приложения им в настоящей ситуации.

Т.З. старается казаться веселой, беззаботной женщиной, приятной в общении, так как это единственный способ поддержания контактов с внешним миром (маска).

 Выхода из ситуации кризиса не видит. Разрешение кризиса через болезнь осознает.

При исследовании активности ревматоидного артрита применялись такие методы исследования как:

Индекс Ричи, который составил  11 баллов

Шкала боли ВАШ -52 мм

              В качестве психотерапевтической метода был взята     методика  « Гармонизация концепции Я»

На первом этапе было предложено нарисовать ассоциации субличностей: Я-плохая, Я-хорошая, Я-мать, Я-женщина, Я-идеальное (какой бы хотела быть). Приложение 1.

          На втором этапе происходит психодрама заданных пациенткой субличностей и беседа с ними.

Я-плохая    (на рисунке- кактус колючками внутрь.) «серый кардинал», хочет уехать и всех бросить, раздражает муж. Он не ценит того, что она для него и для его детей сделала.  В процессе беседы сидит обхватив себя руками за плечи.

В ходе психодрамы, в состоянии субличности Я-плохая обнаруживается теневая субличность, которую пациентка определяет как Я-спонтанная.  (взбалмошная, веселая, активная, без норм и ограничений)

Я-хорошая     ( на рисунке множество разноцветных цветов) добрая, щедрая, уверенная в себе, активная, любознательная, помогающая своим детям, родная, любящая и любимая. Дипломат, «мать Тереза».

Я-женщина    ( на рисунке роза, заключенная в малахит ) красивая, творческая, своеобразная, умеющая любить и быть интересной. В настоящее время не хочет проявлять себя в качестве женщины, не хочет сексуальных отношений с мужем т.к. любое проявление нежности и ласки будет им не понято. «Лучше ничего не давать, чем потом чувствовать боль и обиду». Хотела бы влюбиться. Любовные отношения вне семьи себе не разрешает. « Энгельс — не Иркутск. Деревня. Негде искать, и некого ».

Я-мать ( на картинке птица, обнимающая солнце) заботливая, родная, любящая, дипломат, баба Танек.

Я-идеальное  ( на рисунке  по центру кувшин синего цвета) мудрая, гармоничная, решительная, смелая, любящая, уверенная в себе, интересная, красивая.

   В результате работы с субличностями обнаружено непринятие субличностями Я хорошая и Я- мать субличность Я-плохая. Между субличностями Я-плохая и Я-хорошая конфликтные отношения. Ощущение преграды. Субличность Я-спонтанная известна только субличности Я-плохая. Остальные с ней не знакомы. По всей вероятности субличность Я-спонтанная была подавлена субличностью Я-плохая, так как была ей неудобна. Я-женщина автономна и изолирована. На общение с другими субличностями не идет.

      В ходе дальнейшей работы была убрана преграда между Я-плохая и Я-хорошая ( работа с образом препятствия). На этапе координации и трансформации произошло принятие субличности Я-спонтанная субличностью Я-плохая. Я-спонтанная не соответствовала образу властной, агрессивной жертвы, стремящейся контролировать себя и окружающих. Я-спонтанная-естественная, жизнелюбивая, энергичная, способная на импульсивные поступки. Понимание полезности субличности Я-спонтанная привело к принятию. Механизмом принятия субличности Я-плохая явилось осознание Т.З. ее мотивации. Ощущение себя жертвой и проявление агрессии явилось обратной стороной страха связанного с временной трансспективой. Произошло также принятие субличности Я-плохая и Я-спонтанная другими субличностями. Субличность Я-плохая попросила помощи у субличности Я-хорошая и Я-идеальная и эта помощь была дана. Определены ресурсы каждой из них. (Я-плохая — защита, контроль, рациональность; Я-хорошая — уверенность в себе, доброта, активность; Я-женщина — любовь, творчество; Я-мать — заботливость, дипломатичность; Я-идеальная — мудрость, гармония.) В результате психодраматической расстановки произошло осознание причины болезни: Т.З. вспомнила, что в сказках  многих народов присутствует чудовище, требующее жертву Таким образом страх и понятие жертвы связаны между собой.  Чтобы избавиться от страха, надо пожертвовать чем-то очень важным. Но что может быть важнее для человека, чем здоровье?

    В работе с субличностью Я-женщина у пациентки возникла внутренняя необходимость убрать малахитовую скорлупу. Визуализируя образ, пациентка «выдавила его изнутри». После чего контакт с другими субличностями стал возможен. Механизм принятия также связан с осознанием мотивации субличности. Пациентка осознала, что защита ей не нужна. «Никто не нападает».

      Характеристики субличности Я-идеальная не изменились. Изменилась ее роль и уровень сотрудничества. Из изолированной субличности произошла трансформация в центр личности.

     На 3 этапе был выявлен центр личности: Я-идеальное. И объединение остальных субличностей вокруг него с использованием всех выявленных ресурсов.

    Через неделю после проведения психокоррекции больная сообщила, что ею было принято решение покупки земли и строительства дачи в пригороде Иркутска, куда она будет уезжать с мая по октябрь. Семья согласилась с этим решением. Самочувствие Т.З значительно улучшилось. Появилась вера в будущее. Боли в суставах значительно уменьшились.

Индекс Ричи,  составил  4 балла

Шкала боли ВАШ -10 мм

  1. 2. Анализ случая И.К.

И.К. - 45 лет, живет одна, ежедневно навещает дочь с внуком, которые живут вместе с ее отцом. Работает бухгалтером в ТСЖ .

Источники информации: наблюдение, серия бесед, рисунки.

Свое состояние описывает как недовольство жизнью, собой, жалость к себе. «Вьючная лошадь, старая кляча». Ведущим является переживание ненаполненности жизни, ее  восприятие как упущенных возможностей. Кризис не осознается, И.К. говорит  «просто будущего нет, будет как сейчас или хуже».

 

В окружающей действительности все не устраивает: организация быта, работа, гардероб, внешний вид. Причину этого И.К. видит в себе.

Различные виды занятий характеризует как недоступные для себя в связи с отсутствием денег и времени: «хочу выучить английский, ходить в театр, на концерты, хочу купить компьютер, чтобы познакомится с мужчиной, но когда? Надо дочери помогать. С внуком сидеть ( дочь-здоровая, молодая женщина, не работает.)» Болезненность этих переживаний связана со стремлением И.К. к идеальному выполнению дел, с зацикленностью, по собственному выражению испытуемой, на «надо», со стремлением быть «хорошей для всех».

 

В семейной атмосфере: не хватало любви и заботы со стороны родителей. Мать была жесткой, требовательной женщиной. Конфликтные отношения наблюдались и между родителями. Отец пил. В детстве И. часто слышала фразы «у тебя ничего не получится», «ты должна». В 18 лет И. вышла замуж по настоянию матери. Университет И. также бросила по решению матери, т.к. та считала, что «женщина обязана заботится о муже, а не бегать по университетам». И.К. до настоящего времени обижена на мать ( мать умерла несколько лет назад) т.к. считает, что ее жизнь была бы более насыщенной и счастливой при наличии высшего образования.

В своей семье И.К. старалась угождать мужу во всем, заботится, вести хозяйство. Старалась быть хорошей. «Если я не буду хорошей, он меня не будет любить». Муж ушел к другой женщине «с высшим образованием». Причину развода видит в себе. «Не смогла найти себя, стать интересной».

 Недостаток признания со стороны значимых Других, который И.К.. определила для себя как «страх, что меня бросят», привел к стремлению реализовывать ценности значимых Других (родителей, мужа, друзей, дочери). Реализация собственных ценностей субъективно воспринималась как ведущая к социальной изоляции.

Предположительно, внешней причиной кризиса личностной идентичности И.К. был развод. Он явился толчком к осознанию, что надо менять отношение к себе и людям, свое поведение, но не знает как.  Через год после развода заболела ревматоидным артритом. Заболевание протекает с умеренной активностью на фоне приема цитостатиков и гормонотерапии. Утренняя скованность держится в течении часа. Постоянные умеренные боли с коленных и локтевых суставах.

Доверительные отношения: с дочерью. С отцом общения нет. « Говорим на разных языках». С сестрой и подругами приятельские отношения, но «им со мной хорошо, пока я им нужна».

Основной дискомфорт в отношениях связан с тем, что И.К.. постоянно подстраивается под других людей, пытается быть кем-то, «наступает на горло своей песне».

В эмоциональной сфере преобладает чувство «страшного одиночества», депрессивные состояния на фоне ощущения беспомощности и покинутости. Положительные переживания получает в общении с подругами, где она выступает в роли « хорошего собеседника», « матери Терезы». В семье дочери она «миротворец».

Страх одиночества тесно связан с временной трансспективой: боится, что и в будущем не сможет найти себя, не сможет найти мужчину и что все от нее отвернуться, она останется совершенно одна.

О пониженном самоуважении  говорит то, что И.К. считает себя толстой, старой, часто сутулится, если кто-то обращается на нее внимание, то старается опустить глаза. Отсутствие высшего образования считает своим недостатком. Более глубоким переживанием является ощущение «меня не за что любить».

Ощущение собственной несостоятельности тесно связано с отношением значимых Других. Постоянно живет с желанием доказать, что она не такая плохая.

Трудовая деятельность Работа не интересна. Зарплата низкая. Шансов найти другую работу И.К. не видит т.к у нее нет высшего образования

И.К. самостоятельно выделила «маску» в попытке жить кем-то другим, а именно в образе веселой подруги и мудрого собеседника. Эта «маска»  позволяет И.К. скрыть свои страхи, неуверенность, мнительность, нерешительность. Но она также не позволяет И.К. принять свои истинные возможности.

При исследовании активности ревматоидного артрита применялись такие методы исследования как:

           Индекс Ричи, который составил  8 баллов

Шкала боли ВАШ -45 мм

 Для разрешения кризиса была предложена методика  « Гармонизация концепции Я».

 

На первом этапе было предложено нарисовать ассоциации субличностей: Я-плохая, Я-хорошая, Я-мать, Я-женщина, Я-идеальное (какой бы хотела быть). Приложение 2.

 

          На втором этапе происходит психодрама заданных пациенткой субличностей и беседа с ними.

Я-плохая    (на рисунке-черная клякса.) никому не интересна, глупая, неуверенная, мнительная, нерешительная, никто не любит т.к не за что любить.

В ходе психодрамы, в состоянии субличности Я-плохая ощущение страха, паники. Очень напряжена.

Я-хорошая     ( на рисунке-солнышко) добрая, щедрая, уверенная в себе, активная, помогающая, честная, любящая, обязательная, добрая, «мать Тереза».

     В ходе работы отмечалось активное неприятие субличности Я-похая другими субличностями, особенно выраженный конфликт наблюдался с субличностью Я-хорошая. Их контакт сопровождался рыданиями и соматическими проявлениями в виде головной боли и напряжения мышц испытуемой. В ходе дальнейшей работы была убрана преграда между Я-плохая и Я-хорошая ( работа с образом препятствия). После чего субличность Я-плохая попросила помощи у субличности Я хорошая. Произошло принятие субличности Я-плохая  другими субличностями. Определены ресурсы каждой из них. Механизм принятия: (родительско-детские отношения.) При инфантильной неудовлетворенности предоставленная субличностью Я-хорошая   помощь  активизировала субличность Я -плохая  для интеграции. Характерологические особенности субличности Я-хорошая не изменились. Изменился уровень сотрудничества.

Я-женщина    ( на рисунке-роза. ) любящая, нежная, заботливая,"Аленький цветочек"."Зимняя вишня" В состоянии этой субличности страх быть не понятой, брошенной.

В ходе работы субличности Я-хорошая и Я-идеальное поделились своими ресурсами с субличностью Я-женщина. Страх ненужности исчез посредством помощи других субличностей. Ресурсы: любовь, забота, нежность.

Я-мать ( на картинке- русская печка) заботливая, родная, любящая, миротворец. В результате проведенной психодрамы характерологические особенности субличности Я-мать не изменились. Изменился уровень сотрудничества.

Я-идеальное  ( на рисунке- ангел) мудрая, гармоничная, решительная, , любящая, уверенная в себе, интересная, красивая.

  На 3 этапе был выявлен центр личности: Я-идеальное. Характерологические особенности не изменились, изменилась роль и уровень сотрудничества. Из изолированной субличности Я-идеальное стало центром личности. Произошло объединение остальных субличностей вокруг него с использованием всех выявленных ресурсов.

      Через неделю после проведения психосинтеза больная сообщила, что она записалась на курсы английского языка и купила в кредит компьютер. Самочувствие И.К значительно улучшилось. Появилась вера в будущее. Боли в суставах значительно уменьшились.

Индекс Ричи,  составил  4 балла.

Шкала боли ВАШ -15 мм

    В процессе работы решающим для И.К. стало определение собственной ценностно-смысловой системы. Безопасная атмосфера, созданная значимым Другим (психологом) (на первой встрече И,К. очень стеснялась, Боялась сказать «глупость», была напряжена) позволила  исследовать свои стремления, отличить их от навязанных обществом, мужем, родителями.

       Психологическая работа был направлена на принятие разных сторон своего «я», в том числе и тех, которые И.К. воспринимала резко негативно. Она смогла осознать, что отвержение вызывают поступки, в которых она отклоняется от своего идеального образа, и отказаться от четко расписанного плана жизни. Приняла многомерность «я».

Была сформирована конструктивная установка, которая выразилась в трех основных сферах. И.К смогла ощутить удовлетворенность жизнью;

отмечать повседневные события, которые являются важной составляющей наполненности и осмысленности жизни, отказаться от «ожидания» жизни, связанного с наступлением конкретных событий. Важную роль в преодолении кризиса сыграло понимание кризиса как механизма развития личности и возможности  улучшения физического состояния.

  1. Анализ случая С. Б.

С.Б. — 35 лет, собственный бизнес-владелица кафе. Замужем. Двое детей.

Источники информации: серия бесед, дневниковые записи и анализ рисунков.

В момент исследования С.Б. тяжело переживает собственное "одиночество в толпе», отвержение со стороны любимого человека, непонимание мужа. С.Б., будучи замужем и имея двух сыновей, встретила и полюбила мужчину. Она ушла из семьи частично. Несколько дней в неделю жила с  возлюбленным, несколько дней дома (ради детей). Семь месяцев назад ее возлюбленный порвал с ней отношения и она окончательно вернулась домой к мужу и детям.

 Свою главную проблему испытуемая видит в том, что ее никто не понимает и она потеряла жизненные ориентиры «куда идти? Не вижу пути», «развалилась на половинки». Основная жизненная ценность — любовь. Под любовью она понимает самопожертвование. В результате предательства возлюбленного, которого она «чувствовала, как саму себя, он был другой половинкой ее, понимал любое ее движение», воспринимает себя жертвой в чужом, враждебном мире. В «настоящую любовь» мужа к себе не верит. «Он себя любит, а меня только потому, что ему так удобно». Ревматоидный артрит развился у испытуемой четыре месяца назад. Степень активности заболевания умеренная. Положительный эффект достигается ежедневным приемом нестероидных противовоспалительных препаратов.

Воспоминания о детстве носят негативный характер. С.Б. Что мать часто наказывала ее за разные провинности. Любви матери не чувствовала т.к. мать « была занята только собой и разборками с отчимом» В результате   сформировалось ощущение собственной ненужности. Предположительно, внешней причиной  кризиса личностной идентичности С.Б. было завершение отношений с любимым человеком. Однако главной причиной кризиса личностной идентичности С.Б. можно считать отсутствие признания со стороны значимых Других: неприятие матери, отвержение любимым человеком, непонимание мужа.  Таким образом  не реализация собственной ценностно-смысловой системы с последующей утратой собственной непрерывности разрешилось через болезнь.

 Доверительные отношения у С.Б. значительно ослабли. С подругами формальные отношения. Боится предательства. Проявление эгоцентрической позиции С.Б.: в беседах о другом человеке, стремится перевести разговор на свою личность. С одной стороны С.Б. не учитывает интересы и желания другого человека. С другой стороны, долго помнит обиды, виновников неприятностей.

Слабость идентичности отражается и в амбивалентных отношениях с мужем: ненависть к нему, нежелание интимных отношений и одновременно страх потерять его, ревность. «я боюсь, что он меня разлюбит и боюсь, что не разлюбит никогда».

       Из эмоциональных проявлений ведущим является внутреннее одиночество. Депрессивные состояния на фоне ощущения беспомощности и брошенности. С.Б. последнее время стала эмоционально не сдержана. На критические замечания мужа, матери, сестры реагирует слезами, криками. При этом отмечает усиление болей в суставах на следующий день после скандала. Высокая конфликтность также говорит в пользу кризиса в ценностно- смысловой сфере.

К эмоциональным проявлениям относится и отсутствие ощущения собственной целостности, характерное для твердой идентичности.

Положительные переживания, связанные с внешностью, в данный период являются точкой отсчета для самоопределения (я - это красивая, эффектная женщина).

При чтении ее дневника отмечается повышенная агрессивность.  В дневнике агрессия направлена вовне. На мужа, мать, сестру, старшего сына (значимых Других). Воспоминания о бывшем возлюбленном идеализируются.

Будущего не видит, что также свидетельствует о кризисе идентичности. Мечты о восстановлении отношений с возлюбленным осознает нереальными.

Трудовая деятельность  К работе относится нейтрально. «Делаю, то, что надо делать, деньги зарабатываю». Осознает, что работа дает ей возможность финансовой независимости.

Сильный разрыв между маской и «Я» отражает глубину кризиса С.Б. Выделена «маска» успешной бизнес леди, уверенной в себе счастливой, красивой женщины, у которой все в жизни хорошо.

При исследовании активности ревматоидного артрита

индекс Ричи составил 10 баллов

шкала боли ВАШ -50мм

     Нам представляется важной работа над эмоциональной сферой. С.Б. Нужно помочь ей разобраться в амбивалентных чувствах к себе, друзьям, мужу.  В ее жизни должно появиться  конструктивное начало.

 

В этом случае также  была предложена методика  « Гармонизация концепции Я».

 

На первом этапе было предложено нарисовать ассоциации субличностей: Я-плохая, Я-хорошая, Я-мать, Я-женщина, Я-идеальное (какой бы хотела быть). Приложение 3.

 

          На втором этапе происходит психодраматическое взаимодействие нарисованных пациенткой субличностей и беседа с ними.

Я-плохая    (на рисунке-бетонный блок, давящий собой все, что встретилось на пути. Справа-огонь, слева дым.) агрессивная, сметающая все на своем пути. Разрушитель. Считает себя неодушевленной в этом состоянии. Самодостаточна, « мне никто не нужен », помощи не хочет. К остальным субличностям относится нейтрально. Ощущает себя тяжелой, неподъемной.

Я-хорошая     ( на рисунке-вид сверху. Яркие разноцветные крыши домов. Множество сердечек. Дорога. В верхнем правом углу-женщина, в окружении сердечек. ) Дарящая любовь, щедрая, уверенная в себе, активная, помогающая, честная, интересная, красивая

Я-женщина    ( на рисунке-птица в клетке ) « Я сама посадила себя в клетку. Я отделилась от них. Мне грустно, но не больно».

В ходе работы субличности Я-хорошая Я-плохая и Я-идеальное поделились своими ресурсами с субличностью Я-женщина.

Я-мать ( на картинке- птица с птенцами) заботливая, родная, любящая.

Я-идеальное  ( на рисунке-женщина, у ног которой бьет разноцветный фонтан ) мудрая, гармоничная. Она -  радость, любовь, свет. У нее есть все, что нужно. Она хочет делиться с родными и близкими. Она любит жизнь и жизнь любит ее. Она очень сильная и эта сила в любви.

    На первый взгляд все субличности были автономны и самодостаточны. Помощь не требовалась. Защиты субличностей Я-плохая и Я-женщина их удовлетворяли. Конфликта и неприятия не было. На контакт субличности Я-плохая и Я-женщина с другими субличностями не шли. Центр личности отсутствовал.

    В ходе дальнейшей работы была обнаружена уязвимость защит. «Бетонный куб» был очень тяжел и вызывал напряжение в мышцах « аж руки ломит». Была предложена работа с образом. У пациентки возникла потребность разделить бетон на составные части: Кремний, песок, воду. После чего сформировался новый образ: песочный пляж с кремниевыми горами на горизонте. В этом образе не хватало любви и этим ресурсом поделились другие субличности. У субличности Я-плохая были выявлены ресурсы: подвижность, твердость, логичность. Механизм принятия: осознание мотивации субличности (защита)

    «Клетка» субличности Я-женщина, была избеганием чувства любви к мужу.  В клетке было тесно и пусто. В ней было холодно. После осознания важности негативных составляющих этой защиты, остальные субличности поделились своими ресурсами. Ресурсами субличности Я-женщина являлись: спонтанность, легкость, яркость.

    В результате проведенной работы характерологические особенности субличностей Я-хорошая и Я-мать не изменились. Изменился уровень сотрудничества.

   На 3 этапе был выявлен центр личности: Я-идеальное. Характерологические особенности не изменились, изменилась роль и уровень сотрудничества. Из изолированной субличности Я-идеальное стало центром личности. Произошло объединение остальных субличностей вокруг него с использованием всех выявленных ресурсов.

    Через неделю С.Б. сообщила об  улучшении  физического и эмоционального самочувствия. Вспышек гнева и депрессии не было. Она лучше стала понимать свои чувства и анализировать свои поведенческие реакции. Принесла картинку, иллюстрирующую динамику своего состояния до и после психокоррекции. Приложение 4.

При исследовании активности ревматоидного артрита

индекс Ричи составил 2 балла

шкала боли ВАШ -10мм

 

 

Подобная психотерапевтическая коррекция с использованием методики  « Гармонизация концепции Я» была проведена 13 больным с РА.

          Описание основных элементов личности и выявления идеального образа Я  у 13 пациентов до и после эксперимента представлено в приложении таблица № 1

 В проанализированных случаях причиной кризиса личностной идентичности на феноменологическом уровне были: переезд в другой город, разрыв отношений (3 случая ), развод( 2 случая ), измена мужа (1 случай ), проблемы с бизнесом ( 2 случая ), переезд детей в другой город (1 сл.), рождение ребенка (1 сл.) . Однако в 2-х случаях не удалось выявить внешнее событие, спровоцировавшее кризис.

      Во всех проанализированных случаях кризис идентичности выполнял функцию преодоления стагнации развития личности, которое  проявилось в виде не реализации ценностей и смыслов.

  В проанализированных случаях разрешение кризиса личной идентичности пошло через болезнь.

 

Конструктивная установка выражалась в изменении отношения к происходящему, в позитивном отношении к событиям и людям, в желании и готовности внести изменения в свою жизнь и начать действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                         Разобщенность личности.

 

 Разобщенность личности

До эксперимента

После эксперимента

Конфликт субличностей

61,50%

0,00%

Непринятие субличностей

46,10%

0,00%

Отсутствие центра личности

100,00%

7,60%

Автономность

30,70%

7,60%

Отсутствие контакта

23,07%

0,00%

Формирование идеального образа Я

0,00%

92,40%

 

                 Выдвинутое нами в частной гипотезе 1 предположение, что  отдельные        части личности, роли и смыслы больных с РА могут быть рассогласованными и неустойчивыми и что динамическая структура их личности нарушена подтверждается результатами изложенными в данной таблице  и таблице № 1 в приложении.

 

  1.   Осознание и распознавание:

 

     Характеристика субличности «Я-плохое»:

8 случаев - 61,5% проявление агрессивности;

6 случаев - 46,1%  проявление жертвенности, сверхсовестливости, страха, возможно скрытая агрессия;

1 случай — 7,6% амбивалентная характеристика. Проявление агрессивности и жертвенности.

 

     Характеристика субличности «Я-хорошее»:

12 случаев - 92,3% проявление доброты, отзывчивости, заботы;

76% проявление активности, успешности.

 

     Характеристика субличности «Я-женщина (мужчина)»:

5 случаев  - 38,4% тенденция к заниженной самооценке, страх, непонятость;

8 случаев — 61,5% проявление любви, заботы, сексуальности.

 

     Характеристика субличности «Я-мать(отец)»

3 случая — строгость, требовательность 23,07%

8 случаев — проявление любви, заботы 61,5%

1 случай — невнимательность.7,6%

1 случай — детей нет. Субличность отсутствует. 7,6%

 

     Анализируя характеристики субличностей больных ревматоидным артритом можно сказать, что они соответствуют наиболее часто встречающимся трем типам характера людей имеющие данное заболевание:

  • Стойкое проявление сверх совестливости, обязательности и внешней услужливости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких как злоба или ярость.
  • Потребность к самопожертвованию, и чрезмерное стремление к оказанию помощи, сверхнравственное поведение.
  • Выраженная потребность к физической активности

Данные черты характера выступают гиперкомпенскацией основополагающего конфликта. [30]

 

  • Принятие:

   Во всех случаях произошло принятие субличностей друг другом. Конфликта субличностей нет. Принятие позволило  осуществиться координации и трансформации как третьему этапу.

 Отмечалось два основных механизма принятия:

1) Осознание мотивации субличности, что дает возможность сотрудничества.

2) Инфантильная неудовлетворенность потребности в принятии. Оказание помощи и принятие другими субличностями активизирует инфантильную субличность, что в свою очередь дает возможность осуществиться интеграции.    

 

  1. Координация и трансформация.

    Произошло интеллектуальное переструктурирование старой системы верований. Ограничивающие и деструктивные ценностные системы изменились и трансформировались. Для того чтобы трансформация  соответствовала природному ритму субличностей использовались внутренние ресурсы. Субличности «Я-хорошее» поделились ресурсами с субличностями «Я- плохое», «Я-мать(отец)», «Я-женщина(мужчина)». В результате чего у субличностей «Я-плохое», «Я-женщина(мужчина)» произошло повышение самооценки, уменьшилось чувство страха, уменьшился самоконтроль. Первичная защитная мотивация субличности «Я- плохое» была принята и признана. Субличности «Я-плохое» разрешили себе выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, в следствие чего уменьшилась внутренняя агрессивность Такие характеристики как жертвенность, сверхсовестливость перестали являться механизмами завоевания любви, а трансформировались в ресурсы любви, сопереживания, сострадания, заботы.

  1. Интеграция

     На этапе интеграции произошло объединение различных субличностей, обладающих противоположной природой в 92,4% случаев. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества.

 

          5.Синтез на основе формирования идеального образа Я.

     Формирование идеального образа Я осуществилось в 12 случаев из 13           участников 92,40%.

      В одном случае интеграции и формировании идеального образа Я не        

произошло, что по-видимому связано с отсутствием мотивации к  изменению.

     Характеристики субличности Я-идеальное не изменились. Изменилась роль и уровень сотрудничества между субличностями. Из изолированной субличности идеальное Я стало центром личности.   

      В основе идеального образа Я лежали такие качества как:

 9 случаев - мудрость, гармоничность, самодостаточность, цельность 69,2%.

6 случаев — красота, сила 46,15%

5 случаев — проявление любви 38,46%

4 случая — успешность, уверенность в себе 30,76%

4 случая — здоровье 30,76%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Констатирующий эксперимент, направленный на выявление

особенностей кризиса личной идентичности больных с ревматоидным артритом.

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева

Показатели в группе «Больные РА и Здоровые»

МИС

Открыт.

Самоувер.

Саморук

Зерк Я

Самоцен.

Самопринят.

Самопривязанность.

Внутр

к-т

Самообвин.

Сред.

Больные РА.

6,1

5,3

5,7

5,2

6,4

6,2

4,3

5

5

Сред.

Здор.

6,8

6,5

7

6,7

7

5,9

6,3

3,3

4,8

t-крит.

1,3

2,9*

1,5

3,3*

1

0,4

2,9*

3,3*

0,3

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

Значения по шкале «Самоуверенность» выше в группе здоровых. T=2,9;р<0,01) По сравнению с ними, больные РА больше неудовлетворенны собой и своими возможностями.

Показатели шкалы «Зеркальное Я» выше в группе здоровых (Т=3,3;р<0,01).

  Их субъективное восприятие себя в большей степени, как они полагают, соответствует оценке их обществом.  Больные РА, более фиксированы на ожидании позитивной оценки со стороны окружающих, которую они не получают. Можно предположить, что социальное признание больных РА субъективно более значимо, чем у здоровых людей и менее удовлетворительно.

Показатель шкалы «Самопривязанность» достоверно выше в группе здоровых по сравнению с группой больных РА (Т=2,4;р<0,05).

    Больные РА  в меньшей степени принимают себя.

Показатель шкалы «Внутренняя конфликтность» больше в группе  больных РА(Т=3,3;р<0,01)

   Что говорит о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой.

 Таким образом, неудовлетворенность собой, наличие внутренних конфликтов, отсутствие адекватного социального признания может говорить о наличии кризиса идентичности у больных РА.

Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии  А. Лазаруса

                  Показатели в группе «Больные РА и Здоровые»

Копинг

Конфр.

Дистанц.

Самоконт.

Соц.

под

Принятответ.

Бег-избег.

План

реш.

проб.

Полож

переоценка.

Сред.

больн.

РА.

54,42

46,4

64,79

64,4

55,31

60,39

65,51

71,38

Сред.

здоров.

47,43

59,46

57,97

61,37

70,81

47,24

66,3

58,53

t-крит.

1,3

2,5*

1,5

0,5

2,4*

2,7*

0,1

2,3*

  Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

     Показатель шкалы «Дистанцирование» выше в группе здоровых. (Т=2,5;р<0,05).

   Дистанцирование от трудной ситуации может говорить о возможности посмотреть на ситуацию со стороны. Таким образом, эмоциональная вовлеченность в проблемную ситуацию больных РА  подчеркивает сниженный адаптационный поиск и невозможность увидеть ресурсы для решения проблемы.

    Значение шкалы «Принятие ответственности» выше в группе здоровых. (Т=2,4;р<0,05).

    Больные РА в меньшей степени склонны брать ответственность на себя.

Показатель шкалы «Бегство/Избегание» выше в группе больных РА (Т=2,7;р<0,01) .

   Склонность к избеганию существующих проблем по-видимому  обуславлена неумением самостоятельно их решать.

Показатель шкалы «Положительная переоценка» выше в группе больных РА(Т=2,3;р<0,05)

         Это говорит о возможности преодоления негативных ситуаций  за счет их положительного переосмысления, веры в Бога.

Таким образом снижение адаптационной активности, невозможность увидеть дополнительные ресурсы для решения проблем, склонность к перекладыванию ответственности на других, страх за неудачный исход, неумение самостоятельно решать проблемы свидетельствует пассивности больных, что может отягощать имеющийся кризис у больных РА  и предположительно способствовать его разрешению через болезнь.

Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова

Показатели в группах «Больные РА и Здоровые»

 

ШСО

С

Э

К-Т

Н

ОД

ИКО

ОАО

МНА

О

К-Л

Среднее больные РА

7,5

5,9

5,6

5,5

5,3

3,6

3,7

5,9

5,6

4,2

Среднее здоровые

8

7,2

5,7

7,2

4,7

6,3

4,7

5,2

7,4

5,2

t-критерий

0

2,2*

0,1

3,9*

0,7

4,2*

0,9

1,1

2,5*

1,6

 

  Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

    Показатель шкалы «Экспрессивность» выше в группе здоровых , по сравнению с группой  больных РА (Т=2,2;p<0,05).

   Можно предположит, что больные РА не разрешают себе открыто выражать эмоции в своей семье, что соответствует описанию преморбидной личности больного РА.... и может быть косвенным свидетельством наличия у них кризиса идентичности, что сопровождается реакцией изоляции.

Показатель шкалы «Независимость» ниже в группе больных РА (T=3,9; р<0,01)

   По-видимому они низко оценивают свою независимость от членов  семьи, Сложности в самостоятельном решении свои проблем может также отягощать имеющийся кризис идентичности.

 Показатель шкалы «Интеллектуально-культурная ориентация» значительно ниже в группе больных РА (T=4,2;р<0,01).

    Возможно, это связано с тем, они не видят ресурсов в рамках широты интересов семьи.

 Показатель шкалы «Организация» ниже в группе больных РА (T=2,5;p<0,05).

   Это означает, что они видят свои семьи  менее организованными, нет определенных правил, обязанностей между членами семьи. Возможно нет   опоры на семейные отношения, что также может способствовать кризису.

                                   Тест «Кто Я?» М. Кун

Показатели в группах  «Больные РА и Здоровые»

 

Кто Я

Соц.

Я

Ком. Я

Мат.

Я

Физ. Я

Деят.

Я

Реф.

Я

Идентиф себя с больн.

Среднее

больные РА

36.4

7.2

2.3

8.3

24.1

27.1

7.4

Среднее

здоровые

35

10.6

2

2.5

12.2

33.1

1.5

t-критерий

0.2

2.4*

0.1

1.9

3.2*

0.7

2.5*

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

    Показатель шкалы «Коммуникативное Я» выше в группе здоровых по сравнению с группой больных РА (Т=2,4;р<0,05).

  Показатель шкалы «Деятельное Я» выше в группе больных РА по сравнению с группой здоровых (Т=3,2;р<0,01).

   По-видимому, это свидетельствует о большей субъективной значимости активности, характерной для этих больных, в том числе отмечаемой в преморбиде заболевания.

  Показатель шкалы «Идентификация с больным человеком» выше в группе больных РА, по сравнению с группой здоровых (Т=2,5;р<0,05)

       Таким образом, больные РА, отождествляя себя с больными людьми, особенно нуждаются в восстановлении своей активности чем в опоре на общение.

Глава II. Эмпирическое исследование наличия у больных РА кризиса личной идентичности

 

2.1  Цели, задачи исследования.

Материалы и методы эксперимента

 

      Целью настоящего исследования явилось изучение кризиса идентичности, как одного из факторов, составляющих ситуацию болезни у больных РА и оценка эффективности использования модификации  М.М. Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли    в системе психотерапевтической реабилитации и комплексного подхода в лечении больных РА.

 

     В процессе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

 

  1. Выявить наличие кризиса идентичности у больных с РА.
  2. Обосновать необходимость психологического вмешательства для комплексной системы реабилитации больных РА на основе биопсихосоциальной модели.
  • Определить основной мишенью психотерапии в реабилитации больных РА кризис идентичности.
  • Использовать модификацию М.М. Орловой. методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли в качестве психотерапевтического метода, способствующего разрешению кризиса.
  1. Оценить динамику объективных характеристик психического и соматического статуса больных РА в ходе формирующего эксперимента в зависимости от активности участия больных в реабилитации при использовании модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального ''Я'' по Р. Ассаджиоли.

 

  • Оценить эффективность проведенной психотерапии как с точки зрения благополучия личности, так и соматического благополучия.

 

Эксперимент проводился в три этапа.

  1. этап. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей кризиса личной идентичности больных с ревматоидным артритом.

 

     2.этап. Проведение формирующего эксперимента с применением модификации М.М. Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли в лечении больных с ревматоидным артритом. Модификация представляет собой психодраматическое разыгрывание взаимодействия субличностей.

 

      3.этап. Констатирующее экспериментальное исследование оценивающее эффективность применения модификации М.М.Орловой методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли по окончании формирующего эксперимента в экспериментальной группе и сравнение особенностей личностной сферы экспериментальной и контрольной групп.

 

 

На I этапе (до начала психотерапии) проведено клинико-психологическое исследование выборки из 60 человек. Основную группу составили мужчины и женщины в количестве 30 человек в возрасте от 24 до 52 лет с уточненным диагнозом ревматоидного артрита в очень ранней стадии (продолжительность заболевания от 2-х месяцев до года ) без рентгенологических изменений, с 0-1 степенью функциональной недостаточности переживающие кризис личностной идентичности на момент исследования. Контрольная группа для констатирующего эксперимента составила 30 сопоставимых по возрасту человек. В ней участвовали здоровые люди. 

На II этапе проводилась психотерапевтическая коррекция с использованием модификации методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли 13 больным РА. Контрольная группа составила 17 человек.

В качеств методов оценивающих  выраженность болевого синдрома и активности заболевания были использованы:

  1. индекс активности заболевания: Индекс Ричи

Индекс Ричи характеризует болезненность суставов при пальпации по следующей шкале:

0 нет боли,
1 -пациент говорит о том, что пальпация болезненна,
2 – пациент морщится,
3 – пациент отдёргивает руку или отстраняется от исследователя.

Индекс Ричи включает оценку 53 суставов, максимально возможное его значение составляет 78 баллов, так как некоторые суставы объединяются в группы.

  1. Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)

Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет», правая - «худшая боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см.

С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач (а в зарубежных клиниках это обязанность среднего медперсонала) отмечает полученное значение и заносит в лист наблюдения. К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство.

.

При динамической оценке изменение интенсивности боли считается объективным и существенным, если настоящее значение ВАШ отличается от предыдущего более чем на 13 мм.

 

     Описание психодиагностического инструментария,  используемого в исследовании

 

В данном экспериментальном исследовании применялись следующие методы:

  1. 1. Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;
  2. Серия развернутых бесед – метод получения информации на основе вербальной коммуникации;
  3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева

    Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я»[54].

 

  1. Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.
  2. Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать.
  3. Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я» , либо внешних обстоятельств.
  4. Шкала «Зеркальное Я» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
  5. Шкала Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
  6. Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
  7. Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию
  8. Шкала «Конформность (внутренняя конфликтность)» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии.
  9. Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность
    отрицательных эмоций в адрес своего «Я».

 

  1. Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии А. Лазаруса

     Опросник представляет собой 50 вариантов действия в случае попадания в ситуацию оцениваемую субъективно как трудную. Каждое действие нужно оценивать по критерию частоты использования от 0 (никогда) до 3 (часто). Опросник содержит 8 шкал. Считается процент выборов каждой из стратегий. Сочетание четырех доминирующих дает представление о способе совладания с проблемной ситуацией  [39].

  1. Шкала «Конфронтация» Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебность и готовность к риску.
  2. Шкала «Дистанцирование» Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

  3.Шкала «Самоконтроль» Усилия по регулированию своих чувств и действий.

  1. Шкала «Поиск социальной поддержки» Усилия в поиске информативной, действенной и эмоциональной поддержки.
  2. Шкала «Принятие ответственности» Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  3. Шкала «Бегство-избегание» Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирования от нее).
  4. Шкала «Планирование решения проблемы» Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.

 8.Шкала «Положительная переоценка» Усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

 

  1. Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова

 

  На протяжении многих лет своей жизни большинство людей продолжают общаться со своими родителями. Влияние убеждений родителей и воспитания на личностную идентичность взрослого человека имеет разные формы выражения.  Если идентичность принимается под давлением родителей, она, с одной стороны, может не соответствовать ценностям изменившегося мира, с другой, - вступить в противоречие и препятствовать реализации собственно ценностно-смысловой системы человека. Конфликтные взаимоотношения с родителями и сопротивление навязываемым ценностям могут привести к формированию негативной идентичности, которая также означает сильную зависимость от убеждений родителей и мешает образованию здоровой личностной идентичности. Недостаток принятия или отвержение ребенка формируют идентичность «заслужить любовь» или «доказать родителям, что я достойный человек». В данном случае действия человека также главным образом ориентированы на реализацию ценностей родителей, а не собственных. Все рассмотренные варианты ведут к кризису, благодаря которому становится возможным формирование здоровой личностной идентичности. Такая модель характерна для преморбидной личности больного РА. В связи с чем нами была взята для исследования кризиса идентичности больного с РА  методика ''Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова''.

 Методика предназначена для оценки социального климата в семьях пациентов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R.H. Moos в 1974 г.

Этот опросник включает в себя  90 утверждений, каждое из которых необходимо оценить с точки зрения того, верно ли оно в отношении собственной семьи или большинства ее членов или неверно.[95]

Утверждения опросника сгруппированы в 10 шкал, позволяющих определить следующие показатели:

  • Шкала «Сплоченность» степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
  • Шкала «Экспрессивность» степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
  • Шкала «Конфликт» степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
  • Шкала «Независимость» степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости и самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
  • Шкала «Ориентация на достижения» степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования.
  • Шкала «Интеллектуально-культурная ориентация» степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной политической сферах деятельности.
  • Шкала «Ориентация на активный отдых» степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.
  • Шкала «Морально-нравственные аспекты» степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
  • Шкала «Организация» степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.
  1. Шкала «Контроль» степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

 

  1. 6. Тест «Кто Я?» М. Кун

 

 Шкала анализа идентификационных характеристик  включает в себя 30 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных компонентов идентичности. В нашей работе мы использовали модифицированный вариант, полученный на основе данных нашего исследования [53].

  1. «Социальное Я» включает 7 показателей:
  • прямое обозначение пола
  • учебно-профессиональная ролевая позиция
  • семейная принадлежность
  • этническо-региональная идентичность
  • групповая принадлежность
  • социальное принятие
  • социальное Я негативное

 

  1. «Коммуникативное Я» включает следующие показателя:
  • дружба или круг друзей
  • общение или субъект общения
  • личностные характеристики общения
  • коммуникативное Я негативное

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты

  • описание своей собственности
  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам
  • отношение к внешней среде
  • привязанность к дому
  • материальное Я негативное
  1. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
  • субъективное описание своих физических данных, внешности
  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения
  • пристрастие в еде, вредные привычки
  1. Я –физическое состояние
  2. физическое Я негативное
  3. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

         1.занятие, деятельность, интересы, увлечение

         2.семейная перспектива

         3.групповая перспектива

         4.материальная перспектива

         5.физическая перспектива

         6.деятельностная   перспектива

         7.персональная перспектива

         8.оценка стремлений

         9.направленность на действие

         10.деятельное Я негативное

  1. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
  • экзистенциальное идентичность
  1. эмоциональное

VII «Идентификация себя с больным человеком»

Для осуществления математико-статического анализа полученных данных применялся   t – критерий Стьюдента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.3.Особенности психотерапии больных с ревматоидным артритом.

 

   Согласно клиническим рекомендациям Ассоциации ревматологов России (под ред. Насонова Е.Л., 2005) [56], в лечении РА следует использовать междисциплинарный подход, основанный на применении фармакологических и нефармакологических методов, привлечение специалистов других медицинских специальностей (в том числе психологов) (Vliet Vlieland T.P., 1997).

     Психотерапия больных ревматоидным артритом, способствующая компенсации некоторых личностных особенностей с последующими возможностями адаптации,     требует значительного времени. Хорошо известно, что регулярная (один раз в неделю) психотерапевтическая практика даже социально адаптированного среднестатистического клиента занимает около одного-двух лет. Такая терапия приводит к кардинальной перестройке отношений больных с окружающим миром. При оценке эффективности  краткосрочных психологических программ обнаружено их позитивное влияние на нетрудоспособность, суставной счет, депрессию и общую оценку своего состояния пациентом.

При отборе больных для психотерапии важное  значение имеет общая психологическая готовность пациента к психотерапевтической работе и выраженность его мотивации. (Общая готовность пациентов к психотерапии зависит от таких факторов, как образование, социальная успешность, длительность заболевания, психофизическое состояние больного на момент обследования).

     Психологический анализ данных, полученных в беседах с  больными ревматоидным артритом, выявляет у них нарушения порядков в родительских семьях и нарушение системных порядков в рамках большой семьи (Хеллингер Б.,2001г.) [89]. У больных РА существует наличие разнообразных душевных обид   на родителей, частичное или полное «отвержение» родителей. Больные предъявляют всевозможные претензии к родителям, следствием чего является снижение уважения детьми родителей и охлаждение родителей. Нарушения детско-родительских порядков в семье  коррелируют с возникновением и течением хронических ревматоидных заболеваний.

       В рамках больших семей имеется наличие «исключенных» (забытых по разным причинам членов семьи) (Б.Хеллингер,2003г.) [90].  Больные ревматоидным артритом имеют трудности в построении межличностных отношений как на этапе формирования связей «ядерной семьи», развития отношений в семье, так и на этапе воспитания нового поколения.

   Таким образом  терапия направлялась на явления спутанности ролей в родительской системе, когда дети брали на себя функции взрослых членов семьи, на травмы детства, на восполнение дефицита безусловной материнской любви у пациентов, на различение чувств родительской любви и проявлением ими заботы о детях, любви родителей и оценки ими детей, на отреагирование.

   Системная семейная терапия Б. Хеллингера позволяет рассмотреть всевозможные отношения больного с членами его семейной системы, любые психологические события, когда-либо происходившие в «большой семье» и, прямо или косвенно, оказывающие на него системное влияние. Прослеживается связь психологических событий в предыдущем поколении с событиями в последующем, оценивается характер детско–родительских отношений пациента  в его «ядерной семье» и их значение в его личной жизни. Анализируя проблемы  пациента с точки зрения его отношений со всей семейной системой,   можно выделить основные поведенческие паттерны, воспроизводимые пациентом в своей жизни и бессознательно передаваемые им  далее своим детям. Одной из задач метода является  восстановление внутренней связи пациента со всеми членами его «большой семьи». На практике в индивидуальной сессии диагностику и терапию методом Б. Хеллингера можно проводить с помощью специальных фигурок человечков, обозначающих членов семьи, или расставляя символические предметы в пространстве кабинета.  

   В беседах с терапевтом (помимо хронических факторов) больные отмечали влияние текущих стрессов на свое физическое состояние. Проблемы бытового характера, травматические события личной жизни приводили к росту внутреннего напряжения больного, а неспособность человека самостоятельно разрешить существующие психологические проблемы вызывала дополнительное раздражение. Все это вместе взятое усугубляет течение хронического ревматоидного процесса. Это соотносится с данными психофизиологических исследований, которые показывают при конфликтах у ревматоидных больных повышение электромиографической активности в пораженной области и в мышцах вокруг больных суставов.

   Гештальттерапия позволяет работать с любыми текущими состояниями пациента, и анализировать их с точки зрения настоящего момента. Сопоставление неудач, различного рода социальных неудовлетворенностей, эмоциональных напряженностей настоящего с психологическими событиями из прошлого пациента позволяет увидеть, как отношения, сформировавшиеся в детстве, отражаются в его сегодняшних конфликтах и трудностях контакта. Работая с «прошлой ситуацией» пациента в настоящем и смягчая его жесткие установки, терапевт корректирует сегодняшнее поведение и эмоциональное состояние больного. Так, например разрешение внутреннего детско-родительского конфликта создает пациенту психологические условия, необходимые для принятия самостоятельных жизненных решений.      Одним из базовых методов психотерапии РА является  телесно-ориентированная терапия. Телесная работа не нуждается в каких-либо специальных разъяснениях со стороны психотерапевта. В отличие от первых двух методов, здесь можно непосредственно воздействовать (манипулировать) на предъявляемый телесный симптом. Психосоматические больные, в том числе и больные ревматоидным артритом, легко рассказывают о своих телесных недугах. В большинстве случаев с первого сеанса удаётся установить контакт с пациентом, доверительные отношения и провести терапию с симптомом. Но даже в самых сложных случаях психологического взаимодействия с пациентом удается провести  аутотренинг, что  положительным образом сказывается на состоянии мышц.

     От работы непосредственно с телом легко перейти к работе в плане фантазий и к терапии эмоциональных состояний. Обсуждение с пациентом событий его внутренней эмоциональный картины мира, коррекция его взглядов приводят к снятию стрессовой ситуации и, как следствие, к ослаблению мышечного напряжения и болевых симптомов. Новые осознания отражаются у больного в меняющейся мимике, в расслаблении позы, выравнивании дыхания в ходе сеансе. Интонация голоса становится более уверенной, люди - доброжелательнее. Телесный контакт с пациентом свободно может быть  использован в любое время сеанса.

     Используется также адаптированный комбинированный метод по снятию системных проблем, а затем и личных: 1).  личная гештальттерапия в сочетании с телесным подходом с переходом к решению системных проблем, или 2). гештальттерапия с восстановлением системных порядков, или 3). телесная работа и личная гештальттерапия с учетом восстановленных порядков в системе.

   Особенности психологических воздействий зависят также  от возрастной категории больных РА.

      Так для подгруппы среднего возраста ведущим аспектом терапии является восстановление внутренне-целостной картины семьи пациента. Выясняются различные причины «обрыва» контакта с родственниками: смерть, болезнь, взаимная неприязнь, разность жизненных ценностей и установок, конфликты бытового характера.  Анализируется, что именно и каким образом создает эмоциональную преграду, мешающую восстановлению контакта с изолированным членом семьи. Проводится терапия расставания с умершими членами семьи. В ходе терапии у больных высвобождается психически связанная энергия, растет ощущение внутренних сил и, как следствие, появляется возможность реальных изменений внешних событий их жизни. Подобная работа создает внутренние условия для улучшения отношений пациента с окружающим миром.

    Для  пациентов пожилого возраста существенным аспектом терапии является совместный с терапевтом поиск дополнительных источников жизненных сил (ресурсов) для качественно иного проживания с болезнью. Большинство из них чувствуют себя изгоями общества, часто ненужными детям и внукам. Они рассматривают себя как обузу для родственников, ведут замкнутый, ограниченный в общении образ жизни, постепенно все больше погружаясь в болезнь. Своё сниженное настроение они объясняют наличием болезни и возрастом. Мечтают только об облегчении физических страданий. Для этих пациентов уже сама ситуация терапии является целебной, поскольку они положительно оценивают факт эмоциональной разделенности терапевтом их переживаний. 

   В психотерапии больных РА определяющей является работа по созданию жизненной перспективы, перенесение ее в настоящее или в ближайшее будущее. Осознание качества собственного проживания настоящего: как проходит текущий день, какие дела выполняются с удовольствием, какие желания реализуются - важнейший момент. Нахождение психологических ресурсов для активации у пациента творческой деятельности. 

    Осознание пациентом того факта, что он своими взглядами на жизнь сам ограничивает свои возможности, сам организует «низкое» качество эмоциональной жизни, а значит и сам может его изменить, дает больному значительный приток энергии. Кроме того, подробное рассмотрение глубинных, часто считающихся несбыточными, желаний прошлого может восприниматься пациентами как основа для изменений условий собственного существования и построения планов на ближайшее будущее.

 

     Вывод: Говоря о личности, болеющей ревматоидным артритом, можно заключить, что в течении болезни человек претерпевает как физические так и личностные изменения.  Если составлять личностный портрет больного на основе проанализированного нами материала, то характерными чертами явились бы следующие: сверх совестливость, подавление своих эмоций, высокий уровень тревожности, депрессивных расстройств, самопожертвование, безграничная требовательность к себе и т.д. Такой набор психологических свойств не позволяет человеку достаточно адаптироваться в условиях болезни, поэтому из имеющегося небольшого количества источников, где описывается специфика ревматоидной личности, говорится, именно о слабой адаптации к условиям болезни. Ревматоидный артрит, как хроническое психосоматическое заболевание, по данным множество исследований, обуславливается отчасти психологическими факторами, который влияют на болезнь в определенной степени. Непредсказуемость ремиссий и рецидивов делают болезнь еще более коварной. Таким образом в лечении больных ревматоидным артритом следует использовать междисциплинарный подход, основанный на применении фармакологических и не фармакологических методов,

Психотерапия больных ревматоидным артритом, способствует компенсации некоторых личностных особенностей с последующим  улучшением адаптации,    При оценке эффективности   психологических программ обнаружено их позитивное влияние на нетрудоспособность, суставной счет, депрессию и общую оценку своего состояния пациентом. Базовыми методами психотерапии РА является  телесно-ориентированная терапия, гештальттерапия, системная семейная терапия Б. Хеллингера. Используется также адаптированный комбинированный метод по снятию системных проблем, а затем и личных: 1).  личная гештальттерапия в сочетании с телесным подходом с переходом к решению системных проблем, или 2). гештальттерапия с восстановлением системных порядков, или 3). телесная работа и личная гештальттерапия с учетом восстановленных порядков в системе.