БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // Психосинтез: теория и практика. - М.: Рефлбук, 1994а. - С.5-26.
  2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: изложение принципов и руководство по технике. - М.: Прогресс, 1994 - 286 с

3.Ассаджиоли Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С.40 - 69.

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и
  • практическое применение. Пер. с англ. С. Могилевского. М:

ЭКСМО-Пресс 2002.

5.. Амирджанова В.Н. Ревматоидный артрит и качество жизни    больных: методология исследований, валидация    инструментов, оценка эффективности терапии: автореф. дис. … докт. мед. Наук.

6 .Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.

7.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1991. - 299 с.

8.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прогресс, 1995.-291 с.

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. Проблема формирования характера.- М.: Педагогика, 1980. - 312 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. - 326 с.

11.Байрашев С.В. Психология в медицине. М., Норма, 2002.

12.Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситациях. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н. СПб., 2000.

  1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.,1998
  2. Ващенко Ю. Эго-идентичность как этиологический фактор психосоматических расстройств // Журнал практического психолога. – 1999. –№5-6.

15 .Вуколова Н.В. Пограничные психические расстройства у больных ревматоидным артритом // Российский психиатрический журнал. – 1997. – № 2

  1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч., Т.3. М., 1983.
  2. Вассерман Л.И., Щелова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; M.: Издательский центр «Академия», 2004. - 736с.
  3. Винникотт Д.В «Семья и развитие личности. Мать и дитя».-Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004 г.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания.– М., 1984, с. 31-49
  5. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  6. Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.

22..  Грехов Р.А., С.А. Харченко, Г.П. Сулейманова, А.В. Александров, А.Б. Зборовский.  Психосоматические аспекты ревматоидного артрита

Лаборатория клинической психологии НИИ клинической и экспериментальной ревматологии РАМН, Москва.

  1. Dunbar F. Emotions and Bodily Changes. – New York: Columbia University Press, 1935
  2. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям / Журнал практического психолога 1998, №4.
  3. Дикая Л.Г. и Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Психологический журнал, 1996 г., Т. 17, №3
  4. Ениколопов С.Н., Садовская A.B. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2000. - Т. 100. - №7
  5. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 154 – 196.
  6. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - С.108-136.
  7. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 154 - 196
  8. Кочюнас Р., Гуобис Г. Психологические аспекты ревматоидного артрита (обзор). Ревматология 1983.
  9. Коршунов Н.И., Баранова Э.Я., Крылов Ю.А. Некоторые социальные и психологические аспекты проблемы ревматоидного артрита // Терапевтический архив. – 1979. – №7.
  10. Кремлёва О.В. Психотерапия в реабилитации больных ревматоидным артритом (с позиций биопсихосоциального подхода): дис. … докт. мед. наук. – СПб., 2007.
  11. Кремлёва О.В. Психосоциальные факторы этиопатогенеза ревматоидного артрита // Материалы XX научно-практической конференции «Актуальные вопросы диагностики и лечения» / Под ред. А.Н. Андреева. — Екатеринбург, 1996. — С. 53 – 57. (В соавт. с Г.Б. Колотовой и др.).
  12. Кремлёва О.В. Психосоциальные исследования этиопатогенеза ревматоидного артрита // Актуальные проблемы психиатрии / Тез. докл. конференции, посвященной 25-летию каф. психиатрии ПГМА. — Пермь, 1997.
  13. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия - Практическое пособие 1998
  14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 472 с.
  15. Красильников И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация личности: Учебное пособие / И.А.Красильников - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2007. - 110с.
  16. Крыжановская Н.С. Особенности клинико-психологических взаимоотношений при ревматоидном артрите: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2000. – 24 с.
  17. Копинг-тест, Лазарус [Электронный ресурс] // Все профессиональные психологические тесты. – Электрон. дан. – Режим доступа http://vsetesti.ru, свободный, дата обращения: 10.02.2014. – Загл. с экрана. Яз. рус.
  18. Лас Е.А Исследование психосоматических соотношений при ревматоидном артрите (литературный обзор) Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14)
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  20. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М., 1993. - 43 с.
  21. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 488 с.
  22. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. - М.: Cogito centre, 2002. - 324 с.
  23. Лейтц Г, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама

Я.Л. Морено 2007.

  1. Лысенко Г.И., Ткаченко В.И. Проблема боли в общеврачебной практике (учебно-методическое пособие для семейных врачей). – К.: Медкнига, 2007. – 196 с.
  2. Лиманский Ю.П., Лиманская Л.И. Проблема боли в современной медицине // Журнал практического врача. – 2001. – № 2. – С. 37-39.
  3. Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSI) [Электронный ресурс] // Все профессиональные психологические тесты. – Электрон. дан. – Режим доступа http://vsetesti.ru, свободный, дата обращения: 10.02.2014.- Загл. С экрана. Яз.рус.
  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.
  5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 432 с.
  6. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., Воронеж, 1997.
  7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 2001. — 476 с.
  8. Методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда [Электронный ресурс] // Все профессиональные психологические тесты. – Электрон. дан. – Режим доступа http://vsetesti.ru, свободный, дата обращения: 10.02.2014. – Загл. с экрана. Яз. Рус.
  9. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеев [Электронный ресурс]//Все профессиональные тесты.- Электрон. дан. – Режим доступа http://vsetesti.ru, свободный, дата обращения: 10.02.2014.- Загл. с экрана. Яз.рус.
  10. Макарова В.И., Бабикова И.В., Джос Ю.С. Особенности психоэмоционального статуса больных ревматоидным артритом и детей с ювенильным хроническим артритом./Научно-практическая ревматология. -№3.- 2002 .
  11. Насонов Е.Л., Насонова В.А., Фоломеева О.М. Ревматические болезни и ревматологическая служба в ЦФО России // Научно-практическая ревматология. – 2005. – №4. – С. 4-7
  12. Никольская Е.А. Психологические и психопатологические аспекты ревматоидного артрита. Тер арх 1990
  13. Насонов Е.Л. Клинические рекомендации. Ревматология / – М.: ГЭОТАР-медиа, 2005. – 288 с.
  14. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 320 с.
  15. Орлова М.М. Клиническая психология. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.
  16. Орлова М.М. Социально-психологические ситуации болезни.

Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 2013.

  1. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 1995. - №2.
  2. Овчинникова Ю.Г. Роль конструктивного кризиса идентичности в развитии личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва 2004г
  3. Овчинникова Ю.Г. Факторы, способствующие преодолению

кризиса личностной идентичности // Вестник МГИУ. Серия Гуманитарные науки. – 2002. – №2.

  1. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностной идентичности как

ситуация неопределенности // Сборник статей под ред. А.К. Болотовой

«Человек в ситуации неопределенности». – М., ГУ-ВШЭ. – 2007.

  1. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества – М.: Прогресс,

1989.

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. -180 с.
  2. Perls F. Psychiatry In a New Key. - From the Unpublished Manuscripts of Fritz Perls; early 1950-s.
  3. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия 2006г
  4. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского.  СПб., 1998.
  5. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. – СПб., 2004.
  6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
  7. Пестерова Е.В. Особенности психологической адаптации к болезни пациентов со злокачественными лимфомами на различных этапах заболевания: автореф. дис. ... канд. психол. Наук/ Е.В.Пестерова Спб, 2011
  8. Pitzer R. Change, Crisis, and Loss in Our Lives. www documents. http://www.extension.umn.edu/distribution/familydevelopment/DE2466.html.

73.Романенко О.К. Психотерапия больных ревматоидным артритом

в условиях стационара.    Отделение психосоматических расстройствГНЦССП им. В.П.Сербского

  1. Ромасенко Л.В. Вуколова Н.В. «Пограничные психические расстройства у больных ревматоидным артритом». - Пособие для врачей,- Москва, 1998 г.
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.
  3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, оведение, общение / А.А.Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
  4. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности:

структурно-функциональный анализ. Дисс. … д.психол. наук. Томск. – 2004.

  1. Савельева М.И. Личность больных ревматоидным артритом и эффект лечения // Новости медицины и фармации. – 1994. – Вып.2.
  2. Савельева М.И. Ревматоидный артрит: психосоматические соотношения и внутренняя картина болезни: автореф. дис. канд. мед. наук. – Ярославль, 1995.
  3. Столин В.В. Самопознание личности М.: МГУ, 1983. – 284 с
  4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с
  5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. - Ростов-на-Дону: Изд-во пед. ун­та, 1997.-246 с.
  6. Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М.: SvR - Аргус, 1995. - 359
  7. Уиллер Гордон«Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма. - М: Смысл; ЧеРо, 2005 г
  8. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. –

366 с.

  1. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990. – 157 с
  2. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 92 — 107.

89.Хеллингер Б. «Порядки любви: Разрешение семейно- системных конфликтов и противоречий». - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001г.

90.Хеллингер Б. «И в середине тебе станет легко» - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 г.

  1. 91.ХорниК. Невроз и личностный рост. Спб: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1997. - 315 с.
    Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. – 144 с.
  2. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — Спб: Ювента, 1999.-436 с.
  3. Schiffman M. Gestalt Self Therapy. - California: Self Therapy Press, 1971.
  4. Шкала семейного окружения (ШОС) Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. [Электронный ресурс] // Все профессиональные психологические тесты. – Электрон. дан. – Режим доступа http://vsetesti.ru, свободный, дата обращения: 10.02.2014. – Загл. с экрана. Яз. Рус.
  5. Шухов В.С. Боль. Клинические рекомендации по ведению больных с различными болевыми синдромами // РМЖ. – 2004. – Т. 12, № 7.– С.3-11.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс

98 .Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1994.

  1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999. - 576с.
  2. Yacobson G. Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y., 1974.
  3. Wallerstein Robert S. Erikson's Concept of Ego Identity Reconsidered. // The Journal of the American Psychoanalytic Association. - 1998. - Vol.46. - No.l.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В рамках перспективного контролируемого исследования, на основе   методологии биопсихосоциальных концепций медицины в нашей работе показана значимость    кризиса личной идентичности в психосоматических механизмах формирования  РА. Описана эффективность использования в качестве психотерапии методики « Гармонизация концепции Я»  для уменьшения болевого синдрома и улучшения качества жизни больных с РА.

    В ходе данного  эксперимента подтвердилась выдвинутая основная гипотеза, что применение модификации М.М. Орловой   психотерапевтической методики формирования образа идеального '' Я''  по Р. Ассаджиоли  в лечении и реабилитации больных с ревматоидным артритом при наличии у них кризиса идентичности уменьшает наличие внутреннего конфликта, обусловленного тем, что отдельные части личности, роли и смыслы больных с РА являются рассогласованными и неустойчивыми. Нам удалось установить, что в качестве внутреннего фактора улучшения физиологического и психологического состояния больных РА выступает гармонизация больного за счет интеграции  и синтеза личности в единое целое, что приводит к успешному разрешению кризиса. Разрешение кризиса сопровождается появлением осмысленности жизни, чувством психосоциального благополучия, улучшением качества общения, а также  улучшением физического и психического состояния.  В результате чего возможно купирование болевого синдрома, а следовательно и улучшение качества жизни больных РА.

    Полученные результаты экспериментально подтверждают необходимость сочетания   медикаментозного и психотерапевтического методов в лечении больных ревматоидным артритом. Таким образом  методика  « Гармонизация концепции Я»   может быть рекомендована для практического применения, особенно в случае резистентности к медикаментозной терапии на ранней стадии ревматоидного артрита. Успешное разрешение кризиса с помощью данной методики уменьшает интенсивность болевого синдрома, который напрямую связан с активностью аутоимунного процесса, а следовательно и формированием морфологических деструктивных изменений в суставах. Таким образом применение  данного метода психокоррекции позволит избежать прогрессирования процесса и инвалидизации пациента.  В случае хронического рецидивирующего течения ревматоидного артрита на фоне неразрешенного психологического конфликта мы получаем морфологические изменения в суставах, которые сами становятся психотравмирующим фактором и основанием для формирования ситуации болезни, поддерживающим конфликт  и способствующим формированию «порочного круга».

ВЫВОДЫ

 

       Проведенный теоретический анализ и результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Кризис идентичности у больных ревматоидным артритом является одним из факторов, составляющих ситуацию болезни.

     Больные РА неудовлетворенны собой и своими возможностями,  фиксированы на ожидании позитивной оценки со стороны окружающих, которую они не получают.  Отсутствует адекватное социальное признание. Отмечается наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой.

       Эмоциональная вовлеченность в проблемную ситуацию подчеркивает сниженный адаптационный поиск и невозможность увидеть ресурсы для решения проблем. Склонность к перекладыванию ответственности на других, страх за неудачный исход, неумение самостоятельно решать проблемы свидетельствует о пассивности больных, что может отягощать имеющийся кризис идентичности у больных РА  и предположительно способствовать его разрешению через болезнь.

      Больные РА не могут открыто выражать эмоции в своей семье, что соответствует описанию преморбидной личности больного РА и может быть косвенным свидетельством наличия у них кризиса идентичности, что сопровождается реакцией изоляции. Они низко оценивают свою независимость от членов  семьи и не видят ресурсов в рамках широты интересов семьи. Сложности в самостоятельном решении своих проблем может также отягощать имеющийся кризис идентичности. Отсутствие опоры на семейные отношения также может способствовать кризису.

    Отмечается низкая коммуникативность  и высокая субъективная значимость активности, характерная для этих больных и отмечающаяся в преморбиде заболевания.

  1. Отдельные части личности, роли и смыслы больных с РА являются рассогласованными и неустойчивыми.

      Мы наблюдаем конфликт субличностей, их неприятие друг друга, в ряде случаев автономность и отсутствие контакта. Во всех наблюдаемых случаях отсутствует центр личности. Эти данные  свидетельствуют о нарушении динамической структуры  личности больных ревматоидным артритом.

  1. Применение методики « Гармонизация концепции Я» модификации М.М. Орловой  психотерапевтической методики формирования образа идеального '' Я''  по Р. Ассаджиоли  в лечении и реабилитации больных с ревматоидным артритом при наличии у них кризиса идентичности уменьшает наличие внутреннего конфликта. Гармонизация больного за счет интеграции  и синтеза личности в единое целое,  приводит к успешному разрешению кризиса.

    Центр личности в форме идеального образа Я способствует изменению самоотношения. Происходит рост самоуважения,  принятие себя такими, какие есть, появляется вера в уважение и принятие со стороны значимых других, что в свою очередь дает возможность реализации ценностей и смыслов пациентов, способствует расширению личности, а следовательно ведет к разрешению кризиса идентичности.

  В результате проведенной психокоррекции отмечается повышение адаптационной активности больных ревматоидным артритом, появляется возможность увидеть дополнительные ресурсы для решения проблем, склонность к принятию ответственности на себя, уменьшение страха за неудачный исход,  желание самостоятельно решать проблемы, реалистичный взгляд на возможности преодоления негативных ситуаций.

    Происходит стабилизация и гармонизация внутрисемейных отношений. Семьи воспринимаются более сплоченными, появляются доверительные отношения внутри семьи и реализация потребности в семейной поддержке и  открытом выражении своих эмоций.  Появляются ресурсы в рамках широты интересов семьи. 

    Отмечается изменение личностных характеристик общения. Больные  более открыты. Исчез страх быть непонятыми или осужденными. Улучшилось качество общения и его  диалогичность.  Появилась семейная, материальная, физическая, персональная перспектива. Формирование идеального образа Я помогло им открыть свои творческие способности. Появились новые интересы, увлечения.

Кроме того, после эксперимента больные РА, практически не отождествляют себя с больными людьми. Что является, возможно, следствием уменьшения болевого синдрома и улучшения качества жизни больных ревматоидным артритом.

    Можно сделать вывод о том, что после применения методики  « Гармонизация концепции Я» по окончании формирующего эксперимента у больных ревматоидным артритом происходит трансформация самоопределения с роли больного человека к роли здорового.

  1. В результате применения методики « Гармонизация концепции Я»  происходит купирование болевого синдрома у больных РА, а следовательно происходит улучшение качества их жизни.

2.4. Констатирующий эксперимент оценивающий эффективность применения модификации методики формирования образа идеального  ''Я'' по Р. Ассаджиоли  « Гармонизация концепции Я» по окончании формирующего эксперимента.

 

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева

Показатели в группах «Больные РА после эксперимента и контрольная группа здоровых.»

 

МИС

Открыт.

Самоувер.

Саморук.

Зерк. Я

Самоцен.

Самопринят.

Самоприв.

Внутр.

к-т

Самообвин.

Сред.

Больн. РА после экспер.

 

 

6,5

6,3

6,5

6,5

7

7,2

6,3

4,6

4,7

Сред.

здоровые

6,8

6,5

7

6,7

7

5,9

6,3

3,3

4,8

t-крит.

0,7

0,3

0,7

0,3

0

1,9

0

2,8*

0,1

 

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

 

  Повышенный показатель шкалы «Внутренняя конфликтность» сохраняется в группе больных  РА после проведенного эксперимента (Т=2,8;р<0,05) Он стал меньше, но выше, чем в контрольной группе.

   Это означает, что больные РА все еще склонны  к внутренним конфликтам, несогласиям с собой, сомнениям. Возможно это связано с тем, что с момента проведения эксперимента прошло недостаточно времени для полной стабилизации личности. Новые психодинамические структуры, заменяющие старые паттерны, нуждаются в пространстве и времени для того, чтобы полностью интегрироваться в личность. Это также может свидетельствовать о том, что больные РА после проведенного эксперимента начали лучше осознавать свои внутренние проблемы и стали более открыты для поиска решений.

 

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева

Показатели в группах «Больные РА до и после эксперимента»

 

МИС

Открыт.

Самоувер.

Саморуков.

Зеркальное Я

Самоценность

Самопринятие

Самопривяз.

Внутр.

к-т

Самообвинен.

СреднБольн РА.до эксперимента

6,1

5,3

5,7

5,2

6,4

6,2

4,3

5

5

Средн.

Больн. РА после экспер.

 

 

6,5

6,3

6,5

6,5

7

7,2

6,3

4,6

4,7

 

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

 

   Повышение после проведенного эксперимента у больных с РА таких показателей как «Самоуверенность», «Самопривязанность», «Зеркальное Я» может говорить о  большей степени удовлетворенности собой и своей личностью. Они удовлетворены своими поступками, считают, что их есть за что уважать. Склонны позиционировать себя как более волевых, энергичных людей. В большей степени принимают свои недостатки и слабости. Считают, что полностью соответствуют представлению о себе в глазах других. Можно предположить, что социальное признание больных РА после эксперимента становится субъективно удовлетворительным.

 

Вывод: Таким образом на основе полученных нами результатов можно предположить, что после применения методики  « Гармонизация концепции Я» у больных ревматоидным артритом изменилось самоотношение. Центр личности в форме идеального образа Я способствует росту самоуважения,  принятия себя такими, какие есть, появлению веры в уважение и принятие со стороны значимых других. Что в свою очередь дает возможность реализации ценностей и смыслов пациентов, способствует расширению личности, а следовательно ведет к разрешению кризиса личной идентичности.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии  А. Лазаруса

 

Показатели в группах «Больные РА после эксперимента и контрольная группа здоровых.»

 

Копинг

Конфр.

Дистанц.

Самоконт.

Соц.

под

Принят.ответ.

Бег-избег.

План.реш.

проб.

Положит.переоц.

Сред.

Больн. РА после экспер.

46,07

48,49

65,67

66,06

63,42

53,29

67,73

61,86

Сред.

здоров.

47,43

59,46

57,97

61,37

70,81

47,24

66,3

58,53

t-крит.

0,3

0,4

1,7

0,8

1,2

1,3

0,2

0,6

 

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

 

    Значения в данных группах сходны. Копинг-механизмы больных РА после проведенного эксперимента подобны копинг-механизмам здоровых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник выявляющий доминирующие копинг-стратегии  А. Лазаруса

 

Показатели в группах «Больные РА до и после эксперимента.»

 

Копинг

Конфр.

Дистанц.

Самоконт.

Соц.

под

Принят.ответ.

Бег-избег.

План.реш.

проб.

Положит.переоц.

Сред.

больн.

РА. до эксперимента

54,42

46,4

64,79

64,4

55,31

60,39

65,51

71,38

Сред.

Больн. РА после экспер.

46,07

48,49

65,67

66,06

63,42

53,29

67,73

61,86

 

   Показатель шкалы «Дистанцирование» вырос в группе больных РА после проведения эксперимента и сравнялся с таковым в группе здоровых ( Т-критерий 0,4) . Дистанцирование от трудной ситуации может говорить о возможности посмотреть на ситуацию со стороны. Увеличение способности к разотождествлению. Таким образом увеличение этого показателя у больных РА  после проведения эксперимента указывает на повышенный адаптационный поиск и возможность увидеть ресурсы для решения проблемы.

 

     Значение шкалы «Принятие ответственности» повысилось в группе больных РА после проведения эксперимента и практически сравнялось с таковым у здоровых. (Т=1,2).

      Больные РА после проведения эксперимента склонны в большей степени брать ответственность на себя с дальнейшим поиском возможностей для решения трудных ситуаций.

 

     Показатель шкалы «Бегство/Избегание» стал ниже в группе больных РА после проведения эксперимента (Т=1,3) . Уменьшение склонности к избеганию существующих проблем по-видимому  говорит о том что после проведения эксперимента больные РА стараются самостоятельно решать свои проблемы.

 

     Показатель шкалы «Положительная переоценка» понизился в группе больных РА после проведения эксперимента (Т=0,6.), сравнявшись с таковым у здоровых. Это говорит о более реалистичном взгляде на возможности  преодоления негативных ситуаций без обращения к религии и перекладывания ответственности на  Бога. Нет необходимости в положительной переоценке. Осознание негативных сторон ситуации позволяют выбрать реально возможные стратегии к преодолению.

 

Вывод: Таким образом повышение адаптационной активности, возможность увидеть дополнительные ресурсы для решения проблем, склонность к принятию ответственности на себя, уменьшение страха за неудачный исход,  желание самостоятельно решать проблемы, реалистичный взгляд на возможности преодоления негативных ситуаций говорит о росте собственной личности и о тенденции к разрешению  кризиса личной идентичности у больных РА после проведения эксперимента. А также о возможном уменьшении проявлений ревматоидного артрита.

 

 

 

Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова

 

Показатели в группах «Больные РА и Здоровые»

 

 

ШСО

С

Э

К-Т

Н

ОД

ИКО

ОАО

МНА

О

К-Л

Среднее

Больн. РА после экспер.

7,5

7,3

5,2

5,1

5,3

3,2

3,5

6

7

4,5

Среднее

здоровые

8

7,2

5,7

7,2

4,7

6,3

4,7

5,2

7,4

5,2

t-критерий

0

0,2

0,8

4,7*

0,7

7,9*

1,3

1,4

1

1,5

 

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05).

 

   Показатель шкалы «Независимость» остался ниже в группе больных РА после проведенного эксперимента (T=4,7;р<0,01). Больные РА считают, что они более зависимы от членов семьи . По-видимому, это может обуславливаться наличием  у них заболевания.

 

   Показатель шалы «Интеллектуально-культурная ориентация» ниже в группе больных РА (T= 7,9;р<0,01). По нашему мнению они не видят ресурсов в рамках широты интересов семьи.

 

 

 

 

Шкала семейных отношений (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова

Показатели в группах «Больные РА до и после эксперимента»

 

 

ШСО

С

Э

К-Т

Н

ОД

ИКО

ОАО

МНА

О

К-Л

Среднее больные РА до эксперимента

7,5

5,9

5,6

5,5

5,3

3,6

3,7

5,9

5,6

4,2

Среднее

Больн. РА после экспер.

7,5

7,3

5,2

5,1

5,3

3,2

3,5

6

7

4,5

 

   Показатель шкалы «Экспрессивность» стал выше в группе больных после проведения эксперимента и практически сравнялся с показателем в группе здоровых ( т-критерий =  0,2).

   Можно предположить, что после проведенного эксперимента больные стали более открыто выражать свои эмоции в семьях, открыто действовать не боясь осуждения и быть непонятыми.

 

   Показатель шкалы «Организация» также стал  выше в группе больных после проведения эксперимента и практически сравнялся с показателем в группе здоровых.

   Это означает, что они видят свои семьи более организованными, надеются на определенную стабильность внутри семьи основанную на правилах и справедливом распределении обязанностей между членами семьи. Возможно они начали видеть опору в семейных отношениях, что может помочь в разрешении кризиса личной идентичности.

 

Вывод: Исходя из полученных нами данных  больные ревматоидным артритом  после применения методики  « Гармонизация концепции Я» по окончании формирующего эксперимента в большей степени оценивают свои семьи как сплоченные, где родственники оказывают друг другу помощь, это говорит об их потребности в семейной поддержке. Они склонны отмечать высокий уровень экспрессивности членов семьи, где разрешается открыто выражать свои эмоции. Они склонны оценивать своих членов семьи, как независимых друг от друга. По-видимому, это означает, что больные стараются проявлять свою самостоятельность. Они склонны считать, что их семьи культурно ориентированы, по-видимому, больные видят ресурсы в рамках широты интересов семьи. Уровень организации, данной группой, был высоко оценен. По-видимому, это говорит о надежной опоре в лице своей семьи.

 

Таким образом, на основе полученных нами результатов, мы делаем вывод о том, что после интеграции отдельных частей личности, формировании идеального образа Я происходит разрешение кризиса личной идентичности больных РА. Результатом этого является стабилизация и гармонизация внутрисемейных отношений. Вместе с тем, мы предполагаем, что для формирования новых внутрисемейных взаимоотношений необходим новый опыт, который может быть получен при более длительном периоде реабилитации.

 

 

 

 

 

Тест «Кто Я?» М. Кун

Показатели в группах  «Больные РА после эксперимента и Здоровые»

 

Кто Я

Соц.

Я

Ком. Я

Мат. Я

Физ.

 Я

Деят. Я

Реф.

Я

Болезнь/Здоровье

Среднее

больн. РА после эксперим.

30.3

22.3

0

0.6

10.5

34.2

3.6

Среднее

здоровые

35

10.6

2

2.5

12.2

33.1

1.5

t-критерий

0.5

2.8*

1

1.1

0.5

0.1

1.1

 

Примечание: * - обозначены достоверные различия в исследуемых группах (p < 0,05)

 

   Показатель «Коммуникативное Я» резко вырос в группе больных РА после эксперимента по сравнению с группой больных до эксперимента и по сравнению с контрольной группой.

   Это может означать что после психологической коррекции изменились личностные характеристики общения. Больные стали более открыты для общения, перестали бояться открыто выражать свое мнение, быть непонятыми или осужденными. Тот факт, что « Коммуникативное Я » выше в группе больных РА после эксперимента, чем в группе здоровых может говорить,что для группы хронических больных  опора на взаимоотношения в обществе на дружбу является существенным фактором адаптации. Идентифицируя себя с больными людьми, больные РА и после эксперимента склонны опираться на внешние ресурсы и адаптироваться в рамках построения отношений с другими людьми, в которым можно было бы получить помощь и поддержку.

 

 Тест «Кто Я?» М. Кун

Показатели в группах  «Больные РА до и после эксперимента»

 

Кто Я

Соц.

Я

Ком. Я

Мат. Я

Физ.

 Я

Деят. Я

Реф.

Я

Болезнь/Здоровье

Средн.

Больн. РА до экспер.

36.4

7.2

2.3

8.3

24.1

27.1

7.4

Средн.

больн. РА после эксперим.

30.3

22.3

0

0.6

10.5

34.2

3.6

 

 

   Показатель шкалы «Деятельное Я» был выше в группе больных РА до эксперимента и по видимому был ресурсным для данной группы так как  у больных этой группы складывалось представление о возможности быть деятельным, что не сопровождается реальными целями и является декларативным или может нести долженствующий характер. После эксперимента этот показатель практически сравнялся с таковым у  здоровых. Можно предположить, что после психологической коррекции больные РА стали  более очевидно видеть семейную, материальную, физическую перспективу. Формирование идеального образа Я помогло им открыть свои творческие способности. Появились новые интересы, увлечения. Появилась персональная перспектива.

 

   Показатель шкалы «Идентификация с больным человеком» стал значительно ниже  в группе больных РА после эксперимента, по сравнению с группой больных до психокоррекции и незначительно выше чем в группе здоровых (Т=1,1)

   

Вывод: Таким образом, после эксперимента больные РА, практически не отождествляют себя с больными людьми. Что является, возможно, следствием уменьшения болевого синдрома и улучшения качества жизни больных ревматоидным артритом.

Можно сделать вывод о том, что после применения методики  « Гармонизация концепции Я» по окончании формирующего эксперимента у больных ревматоидным артритом происходит трансформация самоопределения с роли больного человека к роли здорового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты методов оценивающих  выраженность

болевого синдрома и активности заболевания.

                    

                                            

Индекс

 Ричи  

Шкала

         ВАШ

                  

до экспер.  

после экспер.                 

до экспер

после экспер

  Т.З.

11 баллов    

4 балла  (63,7%)                                        

52 мм               

    10мм (80,8%)

 И.К. 

 8 баллов     

 4 балла (50%)                                  

45мм                

    15мм (66,7%)

  С.Б.

  10 баллов   

 0 балла (100%)

50мм   

      10мм (80%)

С.П.

  14 баллов

 2 балла (85,7%)

45мм

    20мм (55,6%)

Е.А.

10 баллов

4 балла  (60%)

40 мм

10мм  (75%)

Р.В.

10 баллов

0 баллов (100%)

 35мм

   0 мм (100%)

А.М.

7баллов                              

2балла (71,5%)

15мм

    2мм (86,7%)

А.Б.

4 балла

0 баллов

30 мм

            0 мм

И.П.

12 баллов

8 баллов (33,4%)

42 мм

   20 мм (52,4%)

С.И.

15 баллов

6 баллов (60%)

18мм

     6 мм (66,7%)

Е.К.

20 баллов

14 баллов (30%)

54 мм

    28мм (48,4%)

А.К.

18 баллов

12 баллов (33,4%)

42мм

    34мм (19,1%)

К.И.

15баллов

 12баллов (20%)

55 мм

     50мм (9,1%)

 

  • По результатам данной таблицы в 9 случаях (69,23%) зарегистрировано уменьшение болевого синдрома при пальпации ( индекс Ричи) у больных ревматоидным артритом после проведенного эксперимента более чем на 50%. В двух случаях (15,38%) болевой синдром купировался полностью. В 2 случаях уменьшение болевого синдрома при пальпации на 33%, 1 случай на 30% и 1 случай на 20%. Также отмечается выраженное уменьшение субъективного ощущения боли ( шкала ВАШ).В 10 случаях (76,9%) отмечалось субъективное уменьшение болевого синдрома более чем на 50%.В 2х случаях болевой синдром купировался полностью. Вышеописанные данные подтверждают частную гипотезу 2, что  в качестве внутреннего фактора улучшения      физиологического и психологического состояния больных РА выступает гармонизация больного за счет интеграции  и синтеза личности в единое целое, что приводит к успешному разрешению кризиса. В результате чего возможно купирование болевого синдрома, а следовательно и улучшение качества жизни больных РА.